Экономическая ситуация и меры господдержки, реформа регулирования и цифровизация — о том, как меняется рынок лизинга под воздействием этих факторов и процессов, рассказала в интервью порталу Банки.ру управляющий директор группы компаний «Альфа-Лизинг» Ольга ЕНЬКОВА.
— На сайте «Альфа-Лизинга» сообщается о более чем двукратном приросте объема нового бизнеса компании за 2018 год. Какие сегменты стали драйверами роста?
— Прошлый год оказался для нас очень эффективным: мы, действительно, сильно приросли в объеме нового бизнеса как в корпоративном сегменте, так и в автолизинге, основными потребителями которого выступают компании малого и среднего бизнеса. Мы планомерно воплощаем в жизнь нашу стратегию и планы по развитию автолизинга. Так, в прошлом году мы открыли более 40 новых региональных представительств, что серьезно расширило наши возможности по продаже лизинга клиентам практически по всей территории России.
— Объем нового лизингового бизнеса в РФ вырос в прошлом году, по разным оценкам, на 20—26% в годовом выражении. Совпала ли динамика по рынку с вашими ожиданиями? И какие факторы будут определять ее в текущем году?
— Динамика по рынку в целом совпала с нашими ожиданиями. Мы ожидали восстановления рынка легковых автомобилей за счет отложенного спроса и увеличения проникновения лизинга в продажи легковых и грузовых автомобилей. Существенную поддержку росту рынка оказали программы субсидирования отечественной колесной техники от Минпромторга.
На результаты 2019 года по-прежнему будет влиять отложенный спрос, но мы не ожидаем роста рынка, аналогичного прошлогоднему, и в первую очередь из-за сильного сокращения объемов программ господдержки.
— Насколько сильно программы господдержки влияют на динамику рынка?
— Программы господдержки способствуют росту спроса на покупку техники из списка субсидирования. Скидка к авансу позволяет малому и среднему бизнесу взять технику в лизинг и сразу получать доход от нее. Также это серьезная поддержка для отечественных производителей, которые серьезно нарастили объемы производимой и продаваемой ими техники.
— По данным вашего сайта, в 2017 году порядка 70% бизнеса компании приходилось на сделки с железнодорожной техникой. Поменялся ли расклад за прошедший год? И кто ваши ближайшие конкуренты в значимых для вас сегментах?
— Лизинговый портфель показал существенный рост, однако его структура по видам имущества по итогам 2018 года сохранила свои прежние черты — впрочем, как и состав ближайших конкурентов. Традиционно это крупнейшие отечественные лизинговые компании, входящие в первую десятку.
При этом стоит отметить, что доля доходов, получаемых компанией от сделок с железнодорожной техникой, существенно снизилась в общей структуре доходов и составляет порядка 50% от общего годового дохода компании.
— Планирует ли компания выход в какие-то не охваченные до сих пор сегменты (если такие есть)?
— В нашем портфеле представлены практически все отрасли и типы предметов лизинга. Поэтому можно скорее говорить о планах более глубокого и широкого погружения в ряд ключевых отраслей параллельно с ростом нашего присутствия и экспертизы в них.
— Что вы думаете о реформе лизингового рынка — действительно ли лизингу нужен более пристальный контроль со стороны Центробанка? Какие плюсы и минусы вы видите для рынка в целом и для вашей компании?
— Реформирование рынка лизинга является попыткой урегулировать спорные вопросы лизинга и сделать его более прозрачным. С принятием данного законопроекта лизинг уже не будет прежним. Сложно назвать область операционной деятельности, которая не претерпит изменений после реформы.
В нынешнем виде законопроект, к сожалению, содержит не до конца продуманные формулировки и множество новых ограничений для лизингодателей. В данной версии он породит разночтения, потребует пересмотра судебной практики и раскола круга действующих лизингодателей по видам деятельности (финансирование и аренда, или операционный лизинг). Чтобы этого не произошло и законопроект оказался рабочим, мы вместе с другими лизинговыми компаниями активно участвуем в обсуждении редакции законопроекта и очень надеемся, что наши замечания и рекомендации будут учтены в финальной версии документа.
— Как повлияет на расклад на рынке автолизинга анонсированный в феврале постепенный уход из этого сегмента такого крупного игрока, как «ВЭБ-лизинг»?
— «ВЭБ-лизинг» не первый год снижает свои позиции на этом рынке. Действующие клиенты компании будут вынуждены выбирать новых партнеров среди лизинговых компаний, но значительным этот фактор сложно назвать.
— Насколько тесна связь между деятельностью лизинговой группы и аффилированным банком, присутствует ли синергетический эффект?
— «Альфа-Лизинг» является дочерней компанией Альфа-Банка, и это серьезное преимущество как для лизинговой компании, так и для банка. Положительный эффект реализуется в виде синтеза нескольких видов кредитных продуктов при структурировании проектов для клиентов «Альфы».
— Цифровизация, блокчейн — в какой степени эти тенденции уже заметны в лизинге и насколько эта отрасль продвинута в этой сфере в сравнении, например, с другими сегментами финансового рынка? Как «цифра» будет влиять на развитие рынка лизинга и какие у вас планы в этой области?
— С точки зрения цифровизации лизинговый рынок пока значительно отстает от банковского сегмента и его игроков. И мы видим в этом большие перспективы по развитию технологий, упрощению и ускорению процессов, что в будущем должно позитивно отразиться на стоимости лизинга для наших клиентов. Технологии, подобные электронным паспортам транспортного средства и документообороту, помогут лизинговым компаниям удешевить процесс.
Наша мечта — полностью безбумажный процесс как для клиента, так и внутри компании.
— Несколько лет назад крупные игроки рынка автолизинга стали объявлять о запуске продуктов для физических лиц. О работе в данном сегменте сообщала в том числе и ваша компания, но сейчас ваш сайт для физлиц выглядит не очень активным, да и от других игроков давно не было слышно значимых заявлений на эту тему. Означает ли это, что идея автолизинга для физлиц не прижилась в России?
— Сегмент лизинга для физических лиц напрямую зависит от двух ключевых факторов: во-первых, это законодательная поддержка на уровне государства, которая делает использование лизинга эффективным для физических лиц. А во-вторых, объем инвестиций, который готовы вкладывать производители, импортеры и лизинговые компании в формирование спроса на рынке и донесение сведений о продукте до конечного клиента. Мы детально изучили лизинг для физических лиц и опыт его продвижения в других странах, который показывает, что срок вывода данного продукта на рынок составляет в среднем от пяти до десяти лет. Это достаточно длинный срок, и пока ни один игрок рынка не готов на серьезные инвестиции в это направление на таком временном отрезке. Без этих вложений масштабное развитие рынка практически невозможно.
— Наблюдаете ли вы существенное смещение акцента с финансового на операционный лизинг?
— Традиционным сегментом для операционного лизинга на текущий момент остается авиация. В отношении прочих предметов лизинга мы не видим очевидных предпосылок для развития данного продукта.
— За последнее время лизинговые или похожие на лизинговые схемы стали применяться в новых областях: например, сообщалось о лизинге смартфонов Samsung и о планах IKEA (пока за рубежом) по внедрению подобных схем на рынке мебели. Прогнозируете ли вы проникновение лизинга в какие-нибудь еще новые сферы?
— Мы не ожидаем в России большого роста b2c-сегмента в лизинге в ближайшее время. Нам кажется, что подобные схемы не будут иметь отношения к действующим игрокам на лизинговом рынке, так как операционная модель продажи таких товаров в лизинг подразумевает дистрибуцию, сервис и ремаркетинг — чего нет у действующих игроков.
— Как тенденция к постепенному ослаблению рубля влияет на лизинговый рынок и бизнес вашей компании?
— С одной стороны, ослабление рубля ведет к большей обеспеченности портфеля компании, так как предметы лизинга становятся дороже. С другой стороны, оно ведет к снижению продаж на рынке в целом, опять же из-за удорожания предметов лизинга. Лизингополучатели откладывают покупки новой техники на неопределенный срок.
— В чем заключаются основные сложности работы на рынке лизинга в настоящее время?
— Мы видим несколько сложных моментов на рынке лизинга сейчас. Во-первых, невозможность прогнозирования работы с инструментами господдержки. Во-вторых, большие риски, связанные с изменениями в регулировании лизинговой отрасли. И в-третьих, сложность налогового администрирования НДС на растущем портфеле. Как ни странно, все три проблемы связаны с государственным управлением.
— Какие цели ваша компания ставит себе на этот год?
— «Альфа-Лизинг» растет из года в год, и 2019-й не должен стать исключением. В планах компании — сохранить лидерство по темпам прироста нового бизнеса и продолжить увеличение портфеля и нового бизнеса. Также мы делаем ставку на развитие альтернативных каналов продаж, таких как digital, партнерский канал для агрегаторов такси, партнерский канал с Альфа-Банком, активные повторные продажи по ранее сформированному портфелю клиентов.
Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА, Banki.ru