Экономическая неуспешность, или бедность, начинается с образовательной неуспешности на уровне школы, то есть с отставания от школьной программы, заявил «Известиям» во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
Он пояснил, что условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников. «Ведь что означает доля неуспевающих в школе в 20—30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — пояснил Кузьминов.
Он уточнил, что среднемировой уровень образовательной неуспешности — 25%. Такой уровень зафиксирован, например, в Бразилии и Индии, однако ректор ВШЭ подчеркивает, что в этих странах традиционно высокая безработица и они трудоизбыточны.
«Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении, — отметил он. — В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать».
Кузьминов считает, что проблему образовательной неуспешности в какой-то мере могли бы решить «выравнивающие» гранты тем школам, которые работают с большим количеством детей, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.
При этом он считает, что основа образовательной неуспешности — в самой системе организации образования, из-за которой часть детей «выпадает» из образовательного процесса. «Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с ядром класса — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть, 60%. Остальные выпадают», — рассказал ректор ВШЭ.
Он также указал на то, что ребенку при выполнении домашнего задания необходимы обратная связь и поддержка от наставника. Здесь помощь может оказать искусственный интеллект, интерактивный помощник учителя, «который вместе с ребенком выполняет домашнее задание, добиваясь того, чтобы тот все в итоге понял и решил». При этом Кузьминов признал, что на внедрение этих технологий в рутинную жизнь нужно не меньше десяти лет.
Комментарии
Я Вам больше скажу: мир непознаваем, а все науки придуманы бездельниками для бездельников. Поэтому учиться нет смысла, ага
Ну так потому в 1990-е годы и была внедрена практика вступительных экзаменов в сильные школы и профильные классы. А потом "реформаторы" объявили такой подход дискриминацией и сегрегацией и повелели почти все (за очень редким исключением) школы и классы усреднить . Потом учителей обозвали продавцами образовательных услуг — и начался кирдык .
Ярослав Кузьминов всё перепутал. Как показывает практика, именно троечники становятся хорошими предпринимателями потому что не обладают широтой и глубиной знаний, а значит, не имеют критического мышления и страха перед неудачами. Такие люди развивают другие навыки - договариваться, мимикрировать под ситуацию, притворяться, производить правильное впечатление, добиваться "сдачи зачёта" любой ценой. "Троечники" потом становятся руководителями за счёт soft skills, а вовсе не за счёт хорошей успеваемости в школе/университете и развитых глубоких знаний, hard skills.
Развитие hard skills, напротив, требует усидчивости и погружения в материал. "Отличники" чаще интроверты, вполне успешны в школе, получают хорошие отметки, иногда получают медали, но в жизни всё работает по-другому, там доминируют "троечники"-менеджеры, эпатажные личности, производящие впечатление, а "отличники" как раз становятся в жизни заурядными личностями и экономически неуспешными. Не всегда, но часто.
Подводя итог, связь между успеваемостью в школе и экономической успешностью низкая. Она есть, но весьма условная. Экономически неуспешные 20-30% это совсем другие 20-30%, что не успевали в школе и пересечение между этими группами едва ли больше 10%. Просто цифра совпала, вот и был сделан неправильный вывод.