Сможет ли клиент брокера при банкротстве последнего вернуть свои активы, зависит от того, имел ли брокер в соответствии с договором право использовать их для собственных операций. Соответствующие разъяснения опубликованы на сайте Центробанка.
Регулятор в режиме вопросов-ответов освещает на своем сайте различные аспекты функционирования финансового рынка. В четверг опубликован ответ на такой вопрос: «В отношении моего брокера подано заявление о банкротстве. Смогу ли я вернуть свои деньги и ценные бумаги?».
«Это зависит от того, было ли у брокера по договору право использовать ваши активы (деньги и ценные бумаги) для собственных операций», — указывает ЦБ. Как уточняется, эта информация должна быть в договоре о брокерском обслуживании.
Регулятор констатирует, что если у брокера было право использовать деньги и ценные бумаги клиента для собственных операций, то, «к сожалению, вернуть активы будет сложно». «Скорее всего, рассчитывать на какую-то компенсацию можно будет только в рамках процедуры банкротства», — рассуждают в Центробанке.
По данным ЦБ, большинство брокерских компаний работают именно так — с возможностью использовать клиентские активы для своих операций. При такой схеме обслуживание дешевле для инвестора, но она предполагает и более высокие риски при банкротстве брокера.
«Если вы не предоставляли брокеру право использовать свои активы, то брокер держал деньги клиентов на специальном счете, отдельно от своих собственных. Во время процедуры банкротства деньги с этого счета не могут использовать, чтобы погасить долги брокера. Они распределяются между всеми клиентами. А ценные бумаги клиентов остаются за ними и не могут использоваться для исполнения обязательств брокера. Такая схема используется реже, так как в этом случае брокерская комиссия значительно выше», — отмечает ЦБ.