Клиенты банков жалуются на массовые блокировки счетов

Дата публикации: 02.03.2017 08:44
72 077
Время прочтения: 2 минуты
Источник
Коммерсант

Попытки банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, пишет «Коммерсант».

«Жалоб, действительно, стало намного больше, и около 80% всех обращений — от клиентов Сбербанка», — подтвердил изданию собеседник в Росфинмониторинге. При этом он отметил, что работа с подобными жалобами не относится к полномочиям ведомства, и они перенаправляются в ЦБ.

В основном клиенты жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. По словам клиентов, банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — два — пять рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций».

Согласно требованиям антиотмывочного закона (115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. рублей, но банк вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.

Лидерство Сбербанка в количестве жалоб отчасти связано с его доминированием на рынке. Однако резкий рост жалоб эксперты связывают именно с автоматизацией процессов в банке. «Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей сейчас автоматизацией процессов комплаенс в банке и их централизацией», — отмечает представитель АРБ Алексей Тимошкин.

«Мы поэтапно переводили контроль за операциями в центр комплаенса в Санкт-Петербурге, и сегодня проверка всех операций клиентов идет через него, — пояснила зампред Сбербанка Белла Златкис. — Централизация и автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку трансакций, проходящих через банк».

Происходит проверка так: специальная программа-робот сортирует операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. «Это позволяет в разы увеличить качество комплаенс, но в итоге приводит и к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестных клиентов, чьи трансакции робот счел подозрительными по формальным признакам», — указывает Алексей Тимошкин.

Проблему признают и в Сбербанке. «Действительно, около 10% всех заблокированных трансакций и счетов разблокируется после предоставления документов или пояснений клиентов», — отмечает Белла Златкис. В то же время отказаться от автоматизации банки не могут. «Если перейдем на ручной режим, то для проверки операций нам понадобится неадекватное количество специалистов», — указывает Златкис.

В перспективе с этой проблемой столкнутся и клиенты других банков, предупреждают участники рынка. «По пути автоматизации идут и другие игроки, так что количество жалоб будет только нарастать», — прогнозирует Тимошкин.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Всегда считал и буду считать самым "хитроумным" и изворотливым этого Германа и Комп.
8

#рубльнаш
02.03.2017 09:00
Хотят обязать делать крупные покупки при посредничестве банков, а оказывается там крупные суммы и нельзя хранить.
74

vova pupkin
02.03.2017 09:01
Конечно нельзя! Потом АСВ скажет "вас здеся не стояло!". 600 000 это страшное дело. Терроризм и отмывка. Это вам не 2 000 000 000 $ в оффшоре - там как раз все хорошо!
78

Сталина на Вас нет!
02.03.2017 09:03
Вот просто интересно, сия кампания затронула кого-либо из правительства, сената, думы? Кому-нибудь из них блокирнули деньги?
47

29041953
02.03.2017 09:04
следует понять, что работа в банке - это не кнопочное мышление это не те неприличные действия, типа аля кролик, которые повсеместно наблюдаются с затюканными гаджетами а вы думали, что будем нажимать кнопки копчиком и все само собой пойдет как надо оставьте эти премьерские мыслишли у себя под пуговкой банк - это основной экономический институт формирования и развития социального государства... чем быстрее это поймут неумехи, тем быстрее наладится текущая жизнь и замаячит реальная позитивная перспектива
0

Обучение

Материалы по теме