Госдума в среду приняла во втором чтении законопроект о приоритете натуральной формы страхового возмещения над денежной выплатой в ОСАГО. Из 377 депутатов «за» проголосовали 345 депутатов, «против» — 32. Третье чтение законопроекта назначено на 17 марта.
По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, с момента принятия документа в первом чтении (в декабре 2016 года) в него были внесены 62 поправки, 26 из которых комитет рекомендовал Думе поддержать, 36 — отклонить. «Все поправки, внесенные правительством РФ, мы отклонили, — пояснил Аксаков. — Но это не значит, что мы их проигнорировали, мы их доработали с тем, чтобы максимально защитить автолюбителя».
В ходе слушания депутат от КПРФ Алексей Куринный предложил отдельно проголосовать за несколько отклоненных комитетом пунктов, в частности про свободный выбор станции техобслуживания (СТО) пострадавшим в ДТП, сроки вступления в силу закона с 1 января 2017 года и оплату автовладельцу стоимости проезда на СТО в пределах 10 тыс. рублей. Аксаков подчеркнул, что все эти поправки обсуждались в рабочей группе, включающей и представителей заинтересованных министерств, и страховые компании, и автоюристов, и автосервисы, в итоге принято взвешенное решение. За эти поправки Дума голосовала отдельно, в итоге все они отклонены. В целом документ принят в редакции, представленной комитетом по финансовому рынку.
Автострахование на Банки.ру
Среди принятых Госдумой нововведений:
1. Банк России обязан установить в правилах обязательного страхования требования к организации восстановительного ремонта (предельные сроки осуществления ремонта — не более 30 дней, критерии доступности СТО — не далее 50 км, сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя по новым автомобилям) и порядок взаимодействия автомобилиста, попавшего в ДТП, страховщика и СТО в случае, если восстановительный ремонт автомобиля был выполнен некачественно.
2. СТО, на которой будет ремонтироваться попавший в ДТП автомобиль, может быть выбрана из списка СТО, с которыми у страховщика заключен договор, так и любой другой, выбранной автомобилистом, попавшим в ДТП (по согласованию со страховщиком).
3. Если у страховщика заключен договор со СТО, выбранной попавшим в ДТП водителем, то при осуществлении восстановительного ремонта на такой станции использование бывших в употреблении запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), равно как и восстановленных запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), не допускается. При этом иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
4. Натуральная форма возмещения вреда, причиненного транспортному средству, является приоритетной. При этом в законе установлен закрытый перечень случаев, когда возмещение вреда может осуществляться путем выплаты денежной суммы, а именно:
а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце пункта 1 статьи 17 настоящего федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
Страховые компании смогут использовать бывшие в употреблении запчасти при ремонте автомобиля по ОСАГО, когда пройдут «тест на качество». Об этом в эфире радиостанции «Вести FM» сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТО.
Также следует иметь в виду, что во всех случаях, когда страховщик не может обеспечить выполнение требований, предъявляемых законом и Банком России к организации восстановительного ремонта, у потерпевшего появляется безусловное право требовать возмещения причиненного вреда в денежной форме.
5. В законопроекте определено, что ответственность за несоблюдение СТО срока передачи отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик. Срок установлен в 30 дней, сверх этого срока СК начисляется пени в размере 0,5% от стоимости возмещения.
6. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта транспортных средств — шесть месяцев, а в отношении результата кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.
Законопроект о натуральном возмещении по ОСАГО не будет иметь обратной силы. Такое решение принял в четверг, 9 марта, комитет по финрынку Госдумы РФ.
7. Устранение недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства по письменному согласованию между страховщиком и потерпевшим может осуществляться не только в натуральной, но и в денежной форме.
8. В случае выявления неоднократного в течение года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту транспортных средств Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре на срок до одного года.
9. При восстановительном ремонте легкового автомобиля размер расходов на запасные части определяется без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).
10. Законом устанавливается, что не реже одного раза в полгода должны обновляться данные справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ. Обновление осуществляется на основании сведений об оплате страховщиками восстановительного ремонта СТО в соответствии с настоящим федеральным законом.
11. Прямое возмещение убытков (когда потерпевший обращается к своему страховщику, в настоящее время действует только в случае, если в ДТП участвуют две машины) проектом предлагается распространить на все случаи ДТП с транспортными средствами. Данная норма вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования ФЗ.
Закон должен вступить в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, поправки применяются на всей территории Российской Федерации к договорам ОСАГО, заключенным после вступления в силу.
15 марта Госдума во втором чтении рассматривает поправки к закону об ОСАГО. Они серьезно изменят жизнь страховщиков и автомобилистов. За 15 лет существования «автогражданки» она столько раз менялась, что не мудрено было упустить важные моменты, влияющие на стоимость полиса и сумму возмещения.
Комментарии
1. Почему не стоимости автомобиля? Человек теряет возможность пользоваться автомобилем а не ремонтом!
2. Что будет если страховая признала что в аварии пострадала часть бампера, а на другой была царапина?
Поставят новый бампер и поцарапают его.
Проходили, знаем.
Страховая оплатит стоимость бампера, стоимость снятия-установки, покраски и самой краски оплачивать откажется.
p.s.
Надеюсь люди после принятия такого закона поймут, кто за народ, а кто против. Свободный выбор СТО и оплату транспорта отклонили- вот он, антинародный подход.
Предположу, что ЕР и СР закон поддержали. КПРФ и ЛДПР - нет. Но кто же их спрашивает?
Кстати, на 26 марта Навальный подал заявку на проведение в МСК митинга против коррупции. И мне кажется, что митинг против коррупции власти не согласуют.