Нужна ли в России универсальная электронная карта?

19310

Амбициозный российский проект по выпуску универсальных электронных карт (УЭК), являющихся одновременно документом и средством платежа, был отложен на год — до января 2013 года. Мы решили спросить у экспертов: а нужна ли вообще эта карта банкам и гражданам?

Нужна ли в России универсальная электронная карта?
Алексей Норин
Начальник управления по работе с банками Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта»
Реализация проекта переведет общение гражданина с государством на другой уровень

УЭК, безусловно, нужна. Реализация проекта «Универсальная электронная карта» позволит перевести общение гражданина с государством на совершенно другой уровень. Гражданин сможет дистанционно заказывать, оплачивать и получать государственные услуги в удобном для себя месте и в удобное время. Уйдет в прошлое необходимость стоять в очередях, хранить стопки бумажных документов и квитанций.

Универсальная электронная карта — это единый документ, объединяющий в себе полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и множество других документов. Вместе с этим оснащение карты банковским приложением делает ее уникальным финансовым инструментом, позволяя, помимо взаимодействия с государством, оказывать гражданам целый ряд новых коммерческих сервисов и услуг.

Кроме того, размещение на УЭК электронной цифровой подписи — аналога собственноручной подписи гражданина — значительно расширяет возможности дистанционного обслуживания для всех существующих каналов взаимодействия. Для участников финансового рынка это означает переход от простого информирования о персональных предложениях к их дистанционной реализации на всей сети участников единой платежно-сервисной системы.

Банк может принять участие в проекте в качестве: банка-эмитента платежного приложения, размещаемого на карте; банка-эквайера, принимающего к оплате в обслуживаемой сети ТСП универсальные электронные карты; оператора канала обслуживания, реализующего в своих каналах обслуживания широкий спектр государственных и коммерческих услуг; поставщика услуг, предлагающего к реализации на сети участников проекта имеющиеся услуги. Каждая из ролей открывает новые возможности по извлечению дополнительного комиссионного дохода и снижению операционных затрат.

Нужна ли в России универсальная электронная карта?
Ксения Власова
Руководитель направления развития розничного бизнеса Банка24.ру
Далеко не все банки видят преимущества участия в проекте «УЭК

Каждый житель РФ может выбрать, нужна ему карта или нет, каждый решает, получать ее или нет. Но в то же время надо учитывать, что карта выступает дополнительным упрощенным идентификатором и ни в коем случае не служит заменой паспорта. Если говорить о том, интересен ли этот проект банкам, то, судя по списку вступивших в проект организаций, далеко не все видят очевидные преимущества своего участия в нем. И их можно понять, поскольку четких тарифных политик, данных о платежной уступке и другой информации пока нет. Думаю, что в ближайший год такой информации и не появится.

Месяц назад стало известно, что сроки запуска распространения универсальной электронной карты переносятся правительством РФ на более поздний период из-за неготовности участвующих в проекте организаций к повсеместной выдаче карт. Неудивительно, что большая часть банковской общественности отреагировала на это известие с достаточной долей скептицизма.

Идея внедрения карт такого типа далеко не нова, попытки были и в других государствах. Но не все они были удачными, и причины тому разные. Что касается внедрения карты в России, то можно обозначить ряд вопросов, от решения которых зависит успех использования УЭК гражданами, ведь именно он будет определять в конечном итоге, нужен был этот проект или нет, а не комментарии представителей различных государственных структур. В первую очередь встает вопрос оцифровки данных, как тех, которые вносятся сейчас, так и внесенных ранее, — объем информации огромен, и время его обработки не сможет рассчитать ни один аналитик. Вторым вопросом встает передача этих данных между организациями и внутри них на территории РФ. Третий вопрос — обмен информацией с банковскими структурами для возможности организации качественных финансовых услуг.

Источник: Banki.ru

Продукты Банки.ру