Будет ли в следующем году в российской экономике кризис?
Нынешний кризис выражается не в какой-то турбулентности на финансовых рынках, а в очень низких темпах роста. По сути, наш кризис — это стагнация. С точки зрения динамики экономики мы уже находимся в новой, сложной реальности, когда экономика растет медленно, когда инфляция низкая. Сил для того, чтобы двигать экономику дальше, очень мало.
Конечно, определенная нервозность на рынках присутствует. Вместе с тем я считаю, что у нас есть некий запас макростабильности — в виде высоких резервов Центрального банка, в виде резервного фонда и так далее. На фоне других стран Россия выглядит достаточно неплохо. И именно
Я вообще не рассматриваю возможность глобального коллапса. У развитых стран есть достаточно рычагов, чтобы поддерживать ситуацию на плаву. Кроме того, совсем не очевидно, что в случае каких-то проблем в развитых странах капиталы побегут из развивающихся рынков — ведь вопрос «Куда?» остается открытым. Конечно, есть риск падения цен на нефть. Но опять-таки — поскольку центральные банки будут продолжать эмиссию денег, то, скорее всего, нефтяные цены останутся на текущих уровнях.
Просчитать политические риски в России достаточно сложно. Однако явно начался рост неопределенности. Я думаю, для мировых финансовых рынков первый квартал пройдет под эгидой очень осторожного отношения к России, потому что ситуация меняется очень быстро.
Наиболее вероятным сценарием будущего российской экономики в следующем году мне видится застой, но это тоже очень неприятно. Стагнация не позволяет экономике перейти на траекторию роста, какие-то структурные проблемы сохраняются. Например, такая проблема, как низкий уровень конкуренции в экономике, — он в системе заложен и заморожен. Значит, не будет расти благосостояние людей, у большого числа компаний не будет возможности развиваться. В конце концов эти риски могут дать о себе знать в виде серьезного экономического коллапса — но это, скорее, на долгосрочную перспективу. Как раз сейчас проблема в том, что мы не видим краткосрочных предпосылок для кризиса, но имеет место накопление структурных дисбалансов, которые и могут повлиять на долгосрочную перспективу.
Моя оценка — мы уже в кризисе. Другое дело, что погружение во «вторую волну» отличается от того, что было три года назад. Тогда был быстрый спад и быстрый отскок. А сейчас идет медленное погружение — когда ряд статистических показателей говорит о том, что все неплохо, а вот ряд других показателей уже настораживает. Тот же отток капитала — и ведь деньги «утекают» из страны, в которой фиксируется экономический рост! Если деньги бегут из стран с падающей экономикой — это
Помимо оттока капитала есть и другие проблемы. В частности, то, что наш фондовый рынок находится в, скорее, падающем, долгосрочном тренде, состоянии. Есть большие неснижаемые обязательства, которые будут вынуждать повышать налоговую нагрузку в самый неподходящий момент. А ведь где брать деньги? Продавать невыгодно, занимать — тоже. Плюс еще социальные обязательства, запланированные олимпиада и саммит. И хотя власти говорят, что не планируют повышать налоги — надо ведь
По нашим прогнозам, 2012 год будет годом медленного погружения российской экономики в кризис. Это глобальная рецессия, и Россия здесь в «одной лодке» с другими странами, да еще и отягощенная собственными проблемами.
Все экономические проблемы начинаются с наиболее чувствительных сегментов. Сначала вывод средств, потом отток капитала, падение индексов, продажа акций, снижение спроса. А затем, естественно, все это перекидывается на реальную экономику, потому что снижение объема инвестиций в основной капитал — это замораживание производства, снижение реальных объемов производства и кризис реального сектора. А политические риски будут выступать дополнительным катализатором в развитии негативных тенденций.
Начало проблем в реальном секторе экономики возможно уже во второй половине 2012 года. Я не ставлю на начало года, на первый квартал уж точно. Это будет связано еще и с тем, что перед президентскими выборами ситуацию уж точно будут «держать». А потом уже станет не до популизма, и будут приниматься «неприятные» меры, которые не смогут предотвратить погружение экономики в пучину. Мы ожидаем в первом полугодии замедления темпов экономического роста, а дальше — появление нулевых или даже отрицательных показателей.