Стоит ли брать плату за интернет-банкинг?
Да, сейчас мы взимаем абонентскую плату за пользование системой «Телебанк». Что бы ни говорили наши конкуренты, бесплатного интернет-банка практически никто не предлагает.
«Телебанк» стоит 300 рублей в год — клиент сразу знает, какую сумму ему нужно заплатить за услугу. Другие банки зачастую декларируют бесплатность своего интернет-банка, но при этом он может входить в определенный пакет услуг, включающий в себя, например, еще счет и карту. И без покупки всего такого пакета доступа к интернет-банку вы не получите.
Очевидно, что своей тарифной политикой банки прежде всего популяризируют интернет-канал среди своих клиентов — это как минимум позволяет снизить нагрузку на отделения и предложить клиентам современные и удобные способы управления своими финансами, которые доступны для клиентов 24 часа в сутки. Популярность интернет-банкинга растет, в ВТБ 24 20% от всех вкладов открываются через «Телебанк», и мы видим тенденцию к росту подобных показателей.
Тарифы на операции, проводимые через систему «Телебанк», в разы ниже, чем на аналогичные операции, осуществляемые в офисе банка, а по ряду услуг тариф и вовсе равен нулю (стоит посмотреть, например, широкий перечень партнеров, в пользу которых можно осуществить оплату за сотовую связь, Интернет, обучение и прочее).
Ввиду того, что вы сами проводите операции и на их проведение банк тратит меньше времени, себестоимость услуг через дистанционные каналы ниже. Поэтому проведение операций через дистанционные каналы становится более привлекательным для клиента.
ИБ для клиентов — физических лиц в Инбанке сейчас бесплатный. Дело в том, что расходы на создание и обслуживание системы интернет-банкинга для физических лиц не так велики, а по сравнению с расходами на обслуживание корпоративных клиентов так и вовсе пренебрежимо малы. Другими словами, доходов, которые банк получает от корпоративных клиентов, на данном этапе с лихвой хватает на покрытие расходов на обслуживание частников.
Так или иначе, тарифы должны быть простыми. Это повышает доверие к банку, а весь этот бизнес полностью построен на доверии. Бесплатность интернет-банкинга — это экстремальная форма простоты, повышающая лояльность клиентов (если бесплатность реальная).
Понятно, что отсутствие платы не может быть абсолютным или вечным, ни в одном банке. Клиентам, которые в определенный момент ничего не платят за услуги, нужно быть готовыми к введению и постепенному усложнению тарифов. В оправдание банков могу сказать, что кредитная организация имеет очень разветвленную и сложную структуру расходов на операционное обслуживание. И чем точнее и детальнее банк рассчитает затраты, которые он перекладывает на клиента, тем устойчивее финансовое положение банка. А в этом заинтересован и сам клиент.
Скорее всего, банки со временем начнут активнее предлагать своим клиентам — пользователям ИБ схему оплаты с абонентской платой, сходную с той, что используют в своем бизнесе интернет-провайдеры. Такой подход будет востребован в первую очередь активными пользователями канала ДБО. При этом для банка, предлагающего клиентам проводить трансакции без комиссий (при наличии абонентской платы), вполне естественным будет установить определенные ограничения — на количество операций и так далее. Это позволит избежать ситуации, когда частный клиент, пользуясь «безлимитными» возможностями, сможет использовать интернет-банкинг в предпринимательских целях.