Прошла неделя с момента, как Центробанк взял на финансовое оздоровление Бинбанк. Кредитная организация стала второй после банка «Открытие», которую будет санировать подконтрольный регулятору Фонд консолидации банковского сектора. О том, когда в банке ждут притока клиентов, почему не стоит объединять Бинбанк и «Открытие», а также каковы нюансы оценки, проводимой временной администрацией, в интервью «Известиям» рассказал предправления Бинбанка Евгений Давыдович.
— Евгений Владимирович, ситуация с клиентами, прежде всего с вкладчиками, уже стабилизировалась?
— Судя по цифрам, ситуация с вкладчиками в целом стабилизировалась. Могут периодически возникать какие-то вопросы у клиентов, но общий тренд положительный.
— Из 56 млрд рублей, которые сняли люди и компании, сколько, по вашим ощущениям, возвращается?
— Отток в 56 млрд рублей был в сентябре — до того момента, как ЦБ заявил о своем согласии на финансовое оздоровление Бинбанка. И пока еще мы живем в сентябре, который охарактеризовался сильной нервозностью, ее апогеем 20 сентября стала публикация в прессе о планируемой санации банка. В момент публикации не было официальных подтверждений, люди питались различными слухами, которые ходили еще с лета. Поэтому динамика именно сентября также будет отрицательной. Однако 21 сентября ЦБ взял банк под свой контроль и гарантировал непрерывность его работы. Наша задача, чтобы по результатам октября динамика стала положительной.
— То есть вы ждете притока розничных средств в октябре?
— Мы надеемся, что действия временной администрации и менеджмента банка приведут к тому, что в октябре произойдет приток средств.
— Проблемы удалось решить благодаря кредиту Центробанка?
— Проблему с ликвидностью удалось решить сразу — на прошлой неделе, когда ЦБ в среду предоставил банку кредитную линию. Поэтому у банка не было проблем с платежами и обслуживанием клиентов. Возникали технические сложности, связанные в том числе с приходом временной администрации, — например, потребовалось переоформление доверенностей. Важно, что на клиентах это не сказалось. Помимо продления времени работы отделений на два часа на прошлой неделе, мы ввели дополнительные смены сотрудников в сall-центре, чтобы решать все возникающие вопросы.
— Нужны ли банку дополнительные вливания средств?
— На данный момент нет. Проблемы с ликвидностью удалось решить.
— Банк станет полностью государственным или все-таки пакет в 25% удастся сохранить?
— Всё решится по результатам работы временной администрации. Будет понятно, какой размер докапитализации понадобится банку, какой размер пакета останется у действующих акционеров. Закон предусматривает возможность сохранения ими пакета в 25%.
— Сколько времени, по вашим ощущениям, может занять оценка активов и обязательств?
— Насколько я понимаю логику работы временной администрации, это займет 2–3 месяца. Точную дату никто не скажет: объем работы большой.
— Будет ли ЦБ занижать стоимость активов и подходить к оценке консервативно?
— Будет диалог между менеджментом, собственниками и ЦБ по поводу объективной оценки. По аналогии: это нормально, когда продавец хочет получить больше, а покупатель — заплатить поменьше. Сейчас макроэкономическая ситуация непростая, поэтому оценки менеджмента и ЦБ могут быть разными.
— Ну не в десятки раз?
— Я надеюсь, что уровень понимания и профессионализма, который есть у ЦБ, не приведет к тому, что оценки будут отличаться в десятки раз.
— Вы бы хотели, чтобы Микаил Шишханов остался банкиром?
— Мне сложно об этом рассуждать, да и моего желания мало. Первично его желание.
— Когда банк станет по сути государственным, изменится ли существенно его стратегия?
— Как раз формулирование стратегии — это следующий этап нашей работы после стабилизации деятельности кредитной организации. Когда у банка будет новый собственник, наверное, рыночная стратегия будет выстроена по-другому. Но это нормальный процесс, я не вижу ничего ужасного в том, что новый акционер задаст новое видение.
— Более консервативную стратегию?
— Я бы так не сказал. Например, контролирующий акционер Сбербанка — государство, но действия этого банка на рынке вряд ли можно назвать консервативными. Государство как собственник может иметь рыночную команду и задавать векторы развития банка, которые будут приводить к прибыльности.
— Какие триггеры могут быть у этой прибыльности?
—Точно так же, как и у всех банков: комиссионный доход, процентный... просто чистая прибыль.
— Будет ли репутация банка более надежной после того, как собственником станет государство?
— ЦБ гарантирует непрерывную деятельность банка и исполнение всех обязательств перед клиентами. На мой взгляд, это отразится и на рейтингах банка в сторону повышения. S&P уже поставил наш рейтинг на пересмотр.
— Можно ли ожидать, что Бинбанк откусит какую-то часть рынка у действующих госбанков?
— Мы это обязательно сделаем. В новой форме собственности, с высоким уровнем надежности, с технологиями банк точно сможет на новом этапе своей жизни занять существенную долю рынка.
— Зампред ЦБ Василий Поздышев не исключал, что может состояться объединение Бинбанка и «Открытия», если это позволит повысить рыночную стоимость активов фонда. Как вы относитесь к возможному объединению?
— Я вряд ли буду принимать решение, объединять Бинбанк и «Открытие» или нет (смеется). Как мне кажется, такого решения сегодня еще нет — как минимум потому, что ни в «Открытии», ни в Бинбанке не завершены необходимые процедуры в рамках финансового оздоровления. Я бы не объединял такого рода активы. Это два института с абсолютно разными философией, рыночной стратегией, корпоративной культурой. У Бинбанка, с одной стороны, большой объем работы с физлицами, с другой — достаточно развитый корпоративный бизнес. В «Открытии» довольно сильная экспертиза в области ценных бумаг. Тем не менее оба банка конкурируют на рынке ритейла. Новый собственник в лице государства может максимально использовать особенности и наработки, которые были у каждого из этих банков. Когда они будут находиться по отдельности, возможность их обратной продажи на рынок будет выше. Каждый из игроков может быть активен в своей рыночной нише. Здоровая конкуренция больших финансовых институтов пойдет в целом на пользу рынку.
— Можно ли ожидать сокращения сотрудников Бинбанка и зарплат в рамках санации?
— Никаких действий по сокращению сотрудников совершенно точно не проводилось и не планируется. Продолжают действовать все системы мотивации, которые объявлены для сотрудников в рамках KPI.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ