Хотя еще в начале года объем выданных ссуд на покупку машин упал в 5 раз
— В первую очередь сыграла свою роль стабилизация курса национальной валюты, — считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Кроме того, существенное снижение спроса вынуждает производителей искать новые способы привлечения клиентов.
Не обошлось и без помощи государства: оно решило субсидировать процентную ставку по кредиту на недорогие новые автомобили, собранные на территории нашей страны. Размер субсидии — две трети ставки рефинансирования Центробанка (то есть 8,67%). Это означает, что если раньше банк был готов одолжить под 18%, то теперь с учетом государственной субсидии процентная ставка составит 9,33. Получить дешевый заем можно в ВТБ24, Сбербанке и Россельхозбанке.
Народная машина
Первый кредит по государственной программе уже был выдан 9 апреля. Москвичка Юлия купила компактную «Шкоду Фабиа» василькового цвета ровно за 350 тысяч рублей. С тех пор в один только ВТБ24 поступило более 1000 заявок. Среди автомобилей, которые можно купить по такой же программе, помимо «Шкоды», — «Рено Логан», «Киа Спектра», «Форд Фокус» в базовой комплектации, «УАЗ Патриот», «Шевроле Нива» и весь модельный ряд «Лады».
— Для нас запуск совместной программы такого уровня не является единичной акцией, опыт уже есть, — объясняет Алексей Токарев, вице-президент ВТБ24. — Сейчас кредиты выдаются уже во всех регионах. Всего по России будет выдано 90—100 тыс. льготных автокредитов, из них мы рассчитываем выдать 35—40 тыс.
Ограничения для заемщиков установлены минимальные. Для того чтобы стать счастливым обладателем ключей от нового авто российского производства, нужно быть старше 21 года, иметь непрерывный стаж на рабочем месте как минимум 6 месяцев, зарабатывать больше 15 тысяч рублей в месяц. Требования даже чересчур либеральные. Например, зарплата в 15 тысяч рублей позволит выплачивать только кредит на самый дешевый отечественный автомобиль ВАЗ-2107, да и то с трудом.
У ВТБ24 и «Россельхозбанка» процентная ставка будет 9,33%, у Сбербанка ниже — 6,33%. Дело в том, что у Сбера изначально цена рублевого автокредита была ниже, а государственная субсидия для всех трех банков — одинаковая.
Немаловажная деталь — кредит будет выдаваться на ограниченный срок — до 2,5 года. Деньги за машину нужно будет вернуть строго до 31 декабря 2011 года.
Одна из главных трудностей, с которой уже столкнулись граждане, желающие приобрести автомобили по госпрограмме, — нехватка иномарок. Базовых комплектаций по минимальной цене — до 350 тысяч рублей, на которые распространяется субсидирование процентных ставок, — попросту нет в наличии в автосалонах. Зато «Лада» есть всех моделей, комплектаций. Будем надеяться, что это временные трудности.
Хотя некоторые эксперты предполагают, что пока банки и дилеры просто боятся продавать машины. Ведь государство обещало перевести финансовым учреждениям деньги за выданные кредиты только к концу мая. И пока средства не поступили на счета, банки искусственно притормаживают — ждут, когда программа заработает в полную силу.
— Мне кажется, в ближайшие месяц-два банки будут искусственно сдерживать количество выдаваемых кредитов по льготной госпрограмме, — соглашается с этим Дмитрий Ерохин, генеральный директор Центра автомобильных кредитов. — Когда банки увидят, что правительство выплачивает субсидии, кредиты они будут выдавать намного охотнее.
Вслед за государством
Начиная с апреля кредиты на льготных условиях выдает не только государство, но и некоторые банки, и даже производители. Очевидно, что любой автозавод хочет, чтобы его товар можно было купить на особых условиях. Поэтому для того, чтобы вписаться в параметры госпрограммы, например, «Киа» и «Форд» даже снизили цены на базовые комплектации. С другой стороны, тот же «Форд» заинтересован продать не только «базу», но и более навороченные автомобили. Да тот же «Фокус», но уже с кондиционером, электростеклоподъемниками, более мощным и дорогим двигателем. Поэтому он, например, запустил свою собственную программу кредитования — точно такую же, как у государства. Автомобильная компания доплачивает банкам за снижение процентных ставок, при этом кредиты выдаются не на 2,5 года, а на гораздо более длительный срок.
Подтягиваются и другие автопроизводители. Все-таки большая часть популярных автомобилей стоят пусть и немного, но дороже 350 тысяч рублей. Недорогие автомобили есть и у «Рено», и у «Фольксвагена», и у «Хендай». Терять покупателя они не хотят, поэтому различные льготные программы, при которых процентную ставку субсидирует производитель, запускаются в «ЮниКредитБанке», «Газпромбанке», «Русфинанс Банке», «Альфа-Банке», «Райффайзенбанке», «Уралсибе».
В апреле, по данным агентства «Автостат», продано не более 140—150 тысяч новых автомобилей, что в два раза меньше, чем за тот же месяц, но в прошлом году.
В последующие месяцы продажи могут несколько вырасти — благодаря грядущему увеличению количества льготных программ.
А как у них?
Способы спасения автопрома у всех стран разные. Например, в США выдают кредиты трем крупнейшим автомобильным заводам. Правда, пока что им это слабо помогает. Инвесторы боятся того, что «Дженерал Моторс» все-таки не выдержит кризиса и будет признан банкротом.
По-другому поступила Германия — она поддержала свой автопром через стимулирование потребительского спроса. Каждый немец, пожелавший утилизировать свою машину старше 10 лет, получает от правительства субсидию в размере 2,5 тысячи евро. Эта программа пользовалась грандиозным успехом, в итоге деньги, зарезервированные на нее в бюджете Германии, уже скоро закончатся.
Российская программа субсидирования ставок, кстати, по расчетам Минпромторга, обойдется бюджету в 6 миллиардов рублей. Однако это не вся сумма поддержки — один только АвтоВАЗ получит еще 24 миллиарда кредитов от государства.
Сергей ПОЛЯКОВ