Индикатор ВВП, который VTB-Capital рассчитывает на основе активности в промышленности и сфере услуг, в апреле показал снижение на 4,7% после мартовского падения на 5,4%. Это все еще один из худших показателей за 11 лет наблюдений, однако в апреле впервые за девять последних месяцев индикатор вырос (к предыдущему месяцу).
Оба других индикатора VTB-Capital — по промышленности и сектору услуг — в апреле также оказались лучше, чем в марте. Уменьшаются запасы готовой продукции, снизилась интенсивность сокращения рабочих мест, в сфере услуг медленнее падает число новых заказов. Все индикаторы находятся в красной зоне, означающей спад, но его скорость замедлилась.
VTB-Сapital первым просигнализировал о начале спада экономики России в декабре: индикатор показал сокращение ВВП на 1,1% в годовом выражении (потом оценка была пересмотрена до −0,3%). Данные Минэкономразвития, вышедшие почти месяц спустя, подтвердили начало рецессии: в декабре, по оценкам ведомства, ВВП сократился на 2,2% после роста на 0,8% в ноябре. Во II квартале Минэкономразвития ожидает оживления экономики: ВВП в отношении к I кварталу может вырасти на 1,3—2,8% (в I квартале к IV — спад на 1,6%), хотя в годовом выражении (к апрелю — июню 2008 г.) спад продолжится и составит 8,7—10% (в I квартале — минус 9,5%).
«Возможно, дно пройдено, компании перенастроились», — осторожно замечает экономист VTB-Capital Дмитрий Федоткин. О развороте тренда говорить пока рано, считает он, однако в мае ситуация как минимум не ухудшится. В апреле предприятия окончательно разуверились в том, что спрос прекратит снижаться, и занялись «трезвым расчетом и попытками прогнозирования жизни после кризиса», отмечает завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло.
В апреле стабилизировался денежный рынок — выросла денежная масса, снизились ставки межбанковского рынка, рубль укрепился, инфляция замедлилась, что привело к снижению ставки рефинансирования ЦБ; впервые с августа перестали снижаться международные резервы (плюс $16 млн за месяц), замедлился рост безработицы. Однако именно в апреле прогнозы экономики на 2009 г. были ухудшены: МВФ, Минэкономразвития, Всемирный банк теперь ожидают спада на 6%.
В начале года оценить масштабы спада было сложно, оправдывает прогнозистов экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров: «Было понятно, что минус, но непонятно какой». Без обобщающих статистических данных — Росстат опубликовал их в апреле — составить реалистичный прогноз сложно, продолжает Тихомиров, поэтому все прогнозы лишь «догоняют» процесс: «Я сам жду данных Росстата по ВВП за I квартал, до их выхода свой годовой прогноз в 0% не меняю». Спад в I квартале мог составить от 6% до 12%, выяснили Евгений Гавриленков и Антон Струченевский из «Тройки диалог», проанализировав возможные варианты изменения запасов и чистого экспорта. «Это довольно широкий диапазон, а значит, прогнозы на весь год не слишком достоверны, так как сложно провести различие между ростом на 0% и падением на 6%, — оба варианта представляются возможными», — пишут экономисты в ежемесячном обзоре экономики.
В апреле экономика начала оживать — очень похоже, что достигла дна или около него, но никакого восходящего тренда пока еще нет, говорит Тихомиров. Спад в мае — июне еще продолжится, но будет затухать, считает Евгений Надоршин из «Траста»: «Возможно, промышленность достигнет своей нижней точки именно во II квартале». Во втором полугодии начнет оживать промышленность, ожидает Надоршин, но начнет искать дно вторая часть экономики — связанные с потребительским спросом розница и сектор услуг, столкнувшиеся с ухудшением конъюнктуры: скажется сжатие спроса — то, с чем промышленность столкнулась в конце прошлого года. По оценкам Merrill Lynch, за год потребление упадет на 2,1%, что будет стоить ВВП 2,2% спада — до мая Merrill Lynch прогнозировал экономике нулевые темпы по итогам года. Углубления спада потребительского спроса ожидает и Минэкономразвития: с минус 1,1% в I квартале оборот розницы по итогам года упадет на 4,9%. А для социальной сферы дно кризиса может наступить к концу года, если достигшая 10% безработица приобретет застойный характер, говорит Надоршин.
Ольга КУВШИНОВА