Развивающимся экономикам досталось больнее, чем развитым. Виной тому и резкий отток капитала, и сокращение спроса на продукцию экспорта со стороны развитых рынков, и падение цен на сырье — основу процветания для многих развивающихся стран.
Им не поздоровится еще сильнее, если они станут копировать антикризисную политику развитых стран, полагает МВФ. Бороться с кризисом развивающиеся страны должны своим собственным путем, уверены эксперты фонда. В докладе Coping with the Crisis: Policy Options for Emerging Market Countries говорится, какой должна быть эта особенная дорога.
Фонд советует развивающимся экономикам не бояться девальвации. Она необходима, чтобы создать новый баланс между курсом национальной валюты и сократившимся притоком капитала, а также ухудшившимися условиями внешней торговли. Правда, переусердствовать в этом тоже не стоит. Странам, чьи валюты привязаны к валютам развитых стран, нужно еще раз взвесить, не слишком ли дорого в новой ситуации обходится для них поддержание этой привязки. А странам с плавающими валютными курсами нужно найти золотую середину между стремлением избежать слишком сильной девальвации и желанием вообще не дать рынку выйти на новый равновесный валютный курс.
Следующий пункт — процентные ставки. Традиционно в условиях оттока капитала рекомендуется повышать процентные ставки, чтобы приток капитала стал более привлекательным, а спекулятивные атаки — более дорогостоящими. Но стимулирование экономики, наоборот, требует снижения процентных ставок. Выбор между этими двумя стратегиями нелегкий, но МВФ все-таки советует развивающимся экономикам осторожно снижать ставки. Правда, при условии, что они сумели поставить инфляцию под контроль.
Экономисты фонда не питают больших иллюзий насчет способности развивающихся стран проводить полноценную контрциклическую политику. При всех имеющихся резервах у них для этого недостаточно средств. Но накопленные государственные резервы помогут частному сектору пережить дефицит внешнего финансирования. Господдержка частного сектора, с точки зрения МВФ, не является большим злом. Он даже рекомендует ее развивающимся странам — в первую очередь для реструктуризации долгов. Государство может помочь должникам рекапитализацией, временными кредитами на выплату долга, выкупом части плохих активов.
В отдельных случаях государство может даже брать на себя иностранный долг компаний, замещая его гособлигациями.
Не грех и просто помогать ликвидностью компаниям и банкам из государственного кармана, поскольку дефицит внешнего финансирования и недостаток денег в системе чреват чрезмерным количеством банкротств. Избежать массовых банкротств помогут не только государственные вливания, но и честные правила банкротства, а также возможность экстренной продажи активов.
В самом крайнем случае развивающиеся экономики могут пойти даже на введение валютного контроля. Это поможет приостановить отток капитала, хотя совершенно не поможет его привлечь (о чем нужно помнить, взвешивая «за» и «против»). А если уже ничего не помогает и с долгами не могут расплатиться ни государство, ни компании, следует объявить мораторий на выплату внешних долгов. Правда, лучше в этом случае заключить добровольный договор с кредиторами.
Российская антикризисная политика в общем похожа на то, что рекомендует МВФ: проведена девальвация рубля, крупным корпорациям помогли реструктурировать внешний долг, частный сектор и банковская система получили государственные вливания. Процентные ставки остаются очень высокими, зато не пришлось возвращаться к валютному контролю.
Но вот результаты почему-то далеко не блестящи: в I квартале 2009 г. ВВП рухнул на 9%, промышленное производство — на 14,3%, а обрабатывающая промышленность обвалилась на 20,8%. Безработица выросла на 34,4%. Это плохой рецепт, неправильное применение лекарства или просто выздоровление еще впереди?