Страны Персидского залива договорились о месте дислокации центрального банка создаваемого валютного союза Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна и Катара. Вопреки ожиданиям финансовый регулятор валютного союза стран Залива решено расположить в Эр-Рияде. Впрочем, упустившие роль финансистов Содружества стран Залива Эмираты могут получить пост руководителя арабского ЦБ в качестве политической уступки.
Встреча глав государств стран Залива на прошедшей неделе не принесла ясности в вопрос о сроках запуска единой валюты. «Мы будем стремиться успеть до 2010 года, хотя достичь наших целей будет непросто»,— заявил эмир Катара Хамад бин Халифа аль-Тани по итогам встречи. Разговоры о переносе дедлайна с 2010 года и пересмотре графика подготовки к эмиссии единой валюты Залива начались в марте, однако по итогам майской встречи генсек содружества Абдул Рахман аль-Атийя заявил, что новых сроков «назначено не было».
Вопрос же о месте расположения ЦБ, хоть и является «ключевым», по словам представителей стран Залива, все же остается вопросом технического характера, порождающим к тому же необходимость урегулирования политических проблем. Глава ЦБ ОАЭ Султан бин Насер аль Суэйди ранее предлагал «разместить ЦБ Залива как один из важнейших институтов содружества в ОАЭ». Однако глава ОАЭ шейх Халифа бин Заид на саммит не прибыл, представитель же Эмиратов сообщил во время обсуждения, что к плану отдать ЦБ Залива Саудовской Аравии у Абу-Даби «есть оговорки».
«Есть много вопросов, по которым нам надлежит договориться, это согласование дефицитов бюджетов, уровни инфляции и многое другое»,— заявил после встречи в Эр-Рияде министр финансов Катара Юсеф Камаль. Также совету стран Залива предстоит решить вопрос о привязке новой валюты: peg к доллару становится все более сомнительным на фоне растущей неуверенности в стабильности валюты США. «Действия ОАЭ показывают, что проблемы будут»,— заявил агентству Reuters Джон Сфакианакис, ведущий экономист Saudi British Bank, отметив, что Саудовской Аравии «теперь придется тщательно избегать подозрений в «приватизации» ЦБ Залива». Для остальных участников соглашений финансовый кризис делает планы создания единой валюты только актуальнее: доля сырьевого ВВП в регионе (см. график) в последние годы догоняла несырьевой сектор, и переход на единую валюту в момент падения нефтяных цен может стать толчком к реальной диверсификации их экономик.
Олег САПОЖКОВ