Правительственная комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова вчера одобрила разработку поправок в законодательство, обеспечивающих расчеты бюджета по госзаказу с предприятиями по спецсчетам. Планируется защитить средства госзаказа от кредиторов в случае банкротства компании, а в целом система из временной может превратиться в постоянную. Впрочем, Белый дом намерен отработать механизм на пилотных проектах с ВЭБом, Сбербанком и ВТБ.
Правительственная комиссия по обеспечению устойчивости экономики РФ во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым вчера рассмотрела вопрос повышения эффективности использования главными распорядителями бюджетных средств денег, выделяемых на госзаказ. Как сообщили «Ъ» в секретариате первого вице-премьера, на совещании одобрили введение специальных бюджетных счетов для всех операций с бюджетными средствами, выделяемыми на госзаказ. Предложения о введении специального порядка расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели, по данным «Ъ», разработаны по поручению председателя правительства Владимира Путина, в разработке конкретных мер участвовал Минфин.
Как сообщил собеседник «Ъ» в секретариате господина Шувалова, на совещании была отмечена тенденция улучшения использования средств бюджета: если в 2007 году на 1 мая было освоено только 14,8% всех расходов, то по состоянию на 1 мая 2009 года было освоено уже 23,1%. Тем не менее эта статистика не повлияла на принятие решения о введении спецсчетов. В секретариате сообщили, что после изменения законодательства планируется провести пилотный проект по введению спецсчетов. В них примут участие пока только госбанки. Представители банков — это ВТБ, ВЭБ и Сбербанк — вчера также были приглашены на заседание. Лишь после отработки схемы планируется расширить эксперимент и на другие частные банки, чтобы «не нарушать антимонопольное законодательство», пояснили в Белом доме.
Подготовительную работу по изменению законодательства на заседании было решено провести в ближайшую неделю. Подробности схемы, по которой будут работать банки в режиме спецсчетов госзаказа, пока не раскрываются. Впрочем, по данным «Ъ», планируется в первую очередь изменить правила проведения конкурсов по размещению госзаказа и законодательство о банкротстве. В последнем случае речь идет о защите спецсчетов предприятий от процедуры оздоровления и возможного списания бюджетных денег в пользу других кредиторов. Таким образом, очевидно, что институт спецсчетов по госзаказу может стать из временно-экспериментального постоянным: идею спецсчетов по госзаказу вполне можно было бы оформить инструкциями Банка России, однако изменения законодательства по банкротству говорят о том, что деньги госзаказа защищать от претензий кредиторов планируется на постоянной основе.
Юлия Цепляева из Merrill Lynch относится к идее спецсчетов скептически. «Я не сторонник очень сложных схем и построений. Опыт показывает, что, стараясь закрыть лазейку, система усложняется и появляются новые лазейки,
Антон Струченевский из «Тройки Диалог» обращает внимание на то, что введение режима спецсчетов не сможет решить проблему «бюджетного навеса» — переноса большей части расходов федерального бюджета, в том числе по госзаказу, на второе полугодие и четвертый квартал финансового года. «Дело в том, что экономике просто столько денег не нужно, отсюда и навесы, и инфляционные пики»,— говорит он. Но в целом идея спецсчетов кажется ему разумной. «Вообще, это вопрос бюрократический, но возникновение аналогии казначейским счетам в банковской системе позволяет предположить, что эффективность расходов может увеличиться»,— говорит он.
Наконец, Владимир Тихомиров из «Уралсиба» констатирует, что скорости доступа компаний к ресурсам федерального бюджета введение спецсчетов не решит. «С точки зрения контроля над расходами это, наверное, эффективно, но с точки зрения скорости доступа компаний к ресурсам и скорости оборота денег — нет. Если правительство хочет, чтобы сейчас бюджетные деньги быстрее доходили до компаний, то введение спецсчетов неэффективно»,— говорит он. Кроме того, по его словам, «дополнительные стадии контроля привносят дополнительные проволочки и коррупцию». Отметим, впрочем, исходя из того, что режим спецсчетов будет «отрабатываться» Белым домом в режиме эксперимента со Сбербанком, ВТБ и ВЭБом, выделение средств госзаказа в отдельный сектор банковских расчетов в любом случае начнется не ранее второй половины 2009 года.
Петр НЕТРЕБА, Алексей ШАПОВАЛОВ, Дмитрий БУТРИН