Как сообщил Банк России, в первом квартале наблюдался резкий скачок просрочки в проблемных банках. На 1 марта просрочка по кредитам, выданным нефинансовым организациям, в проблемных банках составила почти 10%. Однако на банковской системе это сказалось не сильно: общая просрочка у кредитных организаций росла довольно плавно и оказалась не очень большой — в пределах 3%. Тем не менее, по мнению аналитиков, официальные цифры приукрашивают реальную картину просрочки.
В подготовленном ЦБ обзоре банковского сектора сообщается, что в банках, по которым принимаются меры по предупреждению банкротства, доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов за первые два месяца 2009 года выросла почти в два раза, до 10%. При этом речь идет лишь о кредитах, выданных нефинансовым организациям, объем этих кредитов с января по март уменьшился с 290 млрд до 264 млрд руб., а объем просроченной задолженности, напротив, вырос с 16,6 млрд до 25,7 млрд руб.
«Всплеск просрочки связан с макроэкономической ситуацией, — отмечает аналитик ФК «Метрополь» Марк Рубинштейн. — Ведь реальное замедление макроэкономических показателей произошло как раз в первом квартале». По его мнению, это и вызвало недостаточность свободных денежных средств у корпоративных заемщиков на обслуживание займов. «К тому же, когда банк начинает «ложиться», у заемщиков резко падает желание возвращать ему долг», — уверен главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко. Кроме того, по его словам, часто проблемные банки сами начинают химичить, придумывая схемы по выводу активов под видом роста просрочки.
В обзоре Банка России также отмечается, что пик роста количества проблемных банков пришелся на ноябрь-декабрь 2008 года: в этот период их число выросло с 7 до 20. «Рост проблемных банков стал следствием того, что далеко не все банки получили доступ к фондированию и оказались в безвыходной ситуации», — полагает Марк Рубинштейн.
Опираясь на данные обзора, можно увидеть, что во всей банковской системе просроченная задолженность на протяжении последних шести месяцев росла уверенно и без всяких всплесков. По корпоративным кредитам ее доля плавно увеличивалась с ноября 2008-го по март 2009 года с 1,6 до 3,1%. А по кредитам физлицам за тот же период просрочка выросла с 3,2 до 4,5%.
По мнению аналитиков, текущий уровень просрочки по банковской системе некритичен, но тенденция увеличения ее объема не может не удручать. «Этот рост будет продолжаться долго, а темпы сохранятся в первом полугодии, — отвечает Марк Рубинштейн. — Но, по моему оптимистичному мнению, экономический рост возобновится уже в четвертом квартале, поэтому тогда и темпы роста просрочки снизятся, а ее доля к концу года составит 8%». По мнению Данилы Левченко, рост просрочки связан и с особенностями учета: «В просроченную задолженность записывается только просроченный платеж, а не весь кредит, поэтому мы и наблюдаем стабильный плавный рост: число неплатежей продолжает увеличиваться».
Управляющий активами AG Capital Владимир Левченко считает, что цифры отчетности приукрашивают реальную картину с просрочкой. «Многие банкиры в личных беседах признаются, что объем просрочки в их банках в несколько раз выше», — подчеркивает
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ