Российские власти из рук вон плохо работают по привлечению иностранных инвестиций в экономику. Такой вывод следует из доклада Международной финансовой корпорации (IFC) — дочерней организации Всемирного банка, распространенного вчера в Вашингтоне. Среди стран бышего СССР в рейтинге IFC Россия заняла нижнюю строчку вместе с Киргизией и Белоруссией.
Исследование IFC проводилось в 181 стране мира. Эксперты оценивали работу специализированных правительственных ведомств, которые созданы не повсеместно. В России эти функции возложены на департамент инвестиционной политики Минэкономразвития. Согласно докладу IFC, в странах бывшего СССР реклама, ориентированная на иностранных инвесторов, лучше всего налажена в Латвии и Литве. Четверку эксперты IFC поставили Молдавии и Армении. В то же время эта работа в Азербайджане, Эстонии, Грузии и Узбекистане оценена как «средняя», в Украине, Казахстане, Таджикистане как «слабая», а в Киргизии, России и Белоруссии как «очень слабая».
Справедливости ради стоит сказать, что эксперты IFC низкие баллы за популяризацию экономик у иностранных инвесторов выставили практически всем развитым и ведущим развивающимся странам. Например, в Китае работа по привлечению инвестиций сочтена «слабой», в Индии «очень слабой», а в США оценивается между «хорошо» и «посредственно». Лучше всего из 181 страны мира работа с иностранными инвесторами поставлена в Австрии, несмотря на то что австрийское бизнес-агентство, на которое возложены эти функции, по конкретным показателям не занимает первых мест.
Претензии экспертов IFC к России и другим странам бывшего СССР касаются элементарных вещей. Например, сложности поддержания контактов инвесторов с чиновниками по электронной почте или телефону. «Если инвесторам сложно связываться с местным профильным ведомством и получать даже самую необходимую информацию, они вряд ли станут дальше интересоваться таким местом», — делают вывод авторы доклада IFC.
Еще один момент. Коль скоро в современном деловом мире общепринятым языком международного общения является английский, то контактная информация на английском языке на электронных страницах для инвесторов должна присутствовать обязательно. Отметим, что к сайту Минэкономразвития в этом отношении претензий нет — для желающих доступны как и русская, так и английская версии. Источник «НГ» в министерстве также сообщил, что недавно был создан специальный сайт, ориентированный на иностранных инвесторов, где они могут получить необходимую информацию по правилам и особенностям ведения бизнеса в России. «Это сделано вместо создания отдельного агентства по иностранным инвестициям», — подчеркнул чиновник.
Если бы это было сделано несколькими месяцами раньше, то оценка работы с иностранными инвесторами, выставленная России IFC, несомненно, была бы выше. Впрочем, аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что «неуд» Россия заслужила и по многим другим критериям. По его мнению, в такой огромной стране, как наша, у власти нет особого интереса к привлечению средних и портфельных инвесторов, соответственно не выстроена и методичная работа с ними. Интересы стратегических инвесторов из числа зарубежных партнеров лоббируются либо на государственном уровне, либо ведущими российскими компаниями.
Между тем без поддержки иностранцам, сделавшим свой выбор в пользу России, на успех в реализации инвестпроектов рассчитывать не приходится. Законодательно создано множество ограничений, отсекающих иностранный капитал в проникновение наиболее привлекательные сектора российской экономики, например в нефтегазовый, подчеркнул Кочетков. К тому же, считает он, для иностранных инвесторов со средним капиталом в России есть и «инфраструктурные» ограничения. Дело в том, что работа с такими инвесторами делегирована регионам, где нет ни ресурсов, ни подготовленных кадров.
Россия в плане саморекламы для иностранных инвесторов заметно уступает остальным странам, входящим в БРИК, говорит Кочетков. В частности, бразильские чиновники постоянно ездят по миру, выступают на различных форумах, рассказывая о преимуществах инвестиций в экономику своей страны. В России же системность в этой работе отсутствует, считает эксперт. Ко всему прочему уровень открытости российских чиновников оставляет желать лучшего. Представителю бизнеса, отечественного или зарубежного, пробиться к ним бывает весьма трудно.
Игорь НАУМОВ