Президент Сбербанка продолжает менять банк: вскоре у него будет новый логотип и формат отделений. Это будет стоить десятки миллионов долларов.
«В скором времени преобразования [в банке] коснутся формата отделений и логотипа <…> [он] будет доработан на основе существующего символа, станет более динамичным и молодым <…> Мы постараемся сохранить в нем уважение к традициям и учесть современные тенденции, поскольку наш банк является универсальным и должен быть одинаково привлекательным и дружелюбным для всех категорий клиентов. Уже в этом году наш банк обретет обновленный символ», — написал Герман Греф сотрудникам Сбербанка.
Ребрендингом займется британское агентство Fitch, работавшее с розничными гигантами Vodafone, Coca-Cola и Tesco, а в России — с «Почтой России» и «Детским миром». «Мы партнеры Сбербанка в этом проекте», — подтвердила руководитель российского направления Fitch Елена Чувахина. От комментариев она отказалась, сославшись на условия заказчика. Управляющий партнер BrandLab Александр Еременко оценил гонорар Fitch в $3—5 млн. Разработка логотипа, фирменного стиля и стратегии в таком агентстве обойдется минимум в $0,5 млн, прикидывает президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев, а затраты на внедрение изменений и рекламную кампанию будут больше на порядки. Представители «Почты России» говорили, что разработка бренд-бука, визуального ряда и дизайна отделений обошлась в $250 000. На модернизацию одного отделения ФГУП собиралось тратить в среднем 8 млн руб.
Ребрендинг одного розничного отделения банка (смена вывески, оформления, документации) обходится в $10 000, подсчитало агентство Interbrand. У Сбербанка их более 20 000. Тратить $200 млн банк не будет, успокаивает его топ-менеджер, ведь один из принципов Грефа — банк должен работать эффективнее и сокращать издержки. Затраты на ремонт отделений заложены в смете банка, и разом все офисы менять никто не станет.
Минимальное косметическое обновление отделений может стоить «Сберу» $30—50 млн, подсчитал Еременко. Переоборудование одного отделения, может стоить от 15 000 (для оперкассы) до 150 000 руб., говорит представитель Оргрэсбанка (меняет название на Nordea) Ирина Левитина, а затраты на разработку фирменного стиля и рекламную кампанию могут исчисляться миллионами долларов.
«Росгосстрах» (3000 отделений) пять лет назад потратил на ребрендинг (ремонт офисов, маркетинг и рекламу) десятки миллионов долларов, вспоминает вице-президент «Росгосстраха» Рафаел Минасбекян. Сейчас цены упали и «Сбер» может сэкономить до 30—35%, отметил он.
«Сбер» хочет расстаться со старым имиджем «слона» и показать стремление к переменам, рассуждает Левитина: «Любой крупный бренд нуждается в периодическом обновлении, а период затишья — самое лучшее время менять то, что некогда поменять в эпоху бурного роста рынка».
Бренд на колесах
Два года назад президент РЖД Владимир Якунин заявил, что смена традиционного логотипа с крылышками и переход на монограмму из трех красных букв обойдется его компании не менее чем в $150 млн. Ребрендинг включает смену фирменного стиля документов РЖД и ее «дочек», вывесок и табличек в офисах и на вокзалах, нанесение логотипа на поезда, перекраску вагонов и разработку новой формы.
Сбербанк России
крупнейший коммерческий банк в Восточной Европе
Главный акционер — Центробанк (более 57,6%).
капитализация — 701,6 млрд руб.
финансовые показатели (РСБУ на 1 апреля 2009 г.):
КАПИТАЛ — 1,1 трлн руб.,
АКТИВЫ — 6,8 трлн руб.,
прибыль (I квартал) — 6,4 млрд руб.
Алексей РОЖКОВ, Елена ВИНОГРАДОВА