Минэкономразвития предложило новую версию законопроекта о банкротстве физических лиц. У граждан-должников появится шанс рассчитаться по части долга имуществом, а остальную задолженность перенести на свои будущие доходы. Гражданин может сам обратиться в суд и ввести процедуру реабилитации.
И уже с момента ее запуска должник считается «чистым» перед кредиторами. Такой вариант называется доктриной «чистого старта». И он предусмотрен в законопроекте о введении реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника, рассказал корреспонденту «РГ» директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Иван Осколков. Документ уже направлен на согласование в ведомства. Осколков рассчитывает, что закон будет принят уже в этом году.
Еще один возможный выход из ситуации, предусмотренный в документе, — реструктуризация долга на срок до пяти лет. При этом все прочие шаги кредиторов по взысканию долга, а также начисление штрафов и пеней будут приостановлены с момента такого обращения. Реструктурировать можно будет любые долги, в том числе и по налогам, за исключением текущих платежей (например, алиментов). Но в первую очередь закон рассчитан на установление новых правил во взаимоотношениях граждан с банками.
Что же касается самого термина «банкротство», то от него попытались максимально уйти
Возможности, которые дает новый законопроект, интересны и должникам, и кредиторам, уверен Осколков. С одной стороны, он защищает гражданина от «выбивания» долгов квазизаконными способами, а также дает возможность защититься от истребования имущества по исполнительному производству в случае наступления временных трудностей. А сейчас, напомним, даже если «с молотка» уйдет последнее, непогашенный долг не может быть списан и останется «висеть» на ваших близких.
С другой стороны, в законе заинтересованы банкиры. Сейчас единственная возможность взыскать долг — начать исполнительное производство. Но и здесь остается риск. Во-первых, вас могут опередить другие кредиторы, и тогда можно остаться ни с чем. Во-вторых, когда начинаются проблемы с выданными кредитами, банки вынуждены увеличивать расходы, «отслеживать» должника. Если же гражданин будет нарушать установленный судом график платежей, суд рассмотрит вопрос о прекращении процедуры реабилитации и введении конкурсного производства. Заемщик, поясняет Осколков, не должен получать экономической выгоды из процедуры реабилитации, его выигрыш только в том, что положение не усугубляется, а все действия кредиторов понятны и предсказуемы. Сама процедура рассмотрения заявления о реабилитации и принятие решения не должны занимать много времени. Суд обязан принять заявление в производство в течение пяти дней, решение выносится в месячный срок. Кроме того, по словам Осколкова, Высший арбитражный суд уже продумал механизм запуска нового закона и есть планы увеличить штатную численность сотрудников арбитражных судов.
Сколько граждан захочет воспользоваться новым законом, в минэкономразвития точно не знают. «Желающие будут, — говорит Осколков. — Впрочем, речь не идет о сотнях тысяч. Практика первых кризисных месяцев показала, что граждане стремятся расплатиться по кредитам в первую очередь.
Комментарий
Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований:
— К концу декабря 2009 года просрочка по кредитам, выданным физлицам, может составить 10—15 процентов. Поэтому принятие такого закона обосновано.
Важно, чтобы в нем был установлен минимальный порог задолженности, по достижении которого человек может претендовать на реструктуризацию. Но лучше не привязывать эту величину к фиксированной сумме, потому что тогда придется продумывать механизм индексации
При этом банк должен быть уверен, что при процедуре реструктуризации деньги не будут списаны и никуда не исчезнут. Если это не предусмотреть, закон может спровоцировать риск безответственного поведения заемщиков, а это приведет к массовым неплатежам. Желательно в законе прописать и наказание за кредитное мошенничество.
Елена КУКОЛ