Вчера, на следующий день после переноса сроков внесения бюджета-2010 на осень, президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин почти в одно и то же время огласили список мер, которые исполнительной властью в качестве антикризисной поддержки экономики более не рассматриваются. Свой список Дмитрий Медведев привел на встрече с представителями предпринимательского сообщества в своей загородной резиденции в Барвихе. Владимир Путин этот перечень существенно расширил на Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций в Колонном зале Дома союзов.
На встрече с предпринимателями в Барвихе Дмитрий Медведев окончательно отказался от одного из главных пунктов своей предвыборной экономической программы — снижения НДС. По его словам, невозможно в период нестабильности точно просчитать эффект снижения налоговой нагрузки. «Как только начинаются разговоры о том, что будет происходить с налогами, если даже на 1% снизить, ни один человек не способен сделать грамотного анализа»,— сказал президент. Впрочем, господин Медведев не скрывал, что нарушает свои обещания по принуждению «финансистов». Свой отказ от налоговой реформы президент сопроводил личным мнением: он «вовсе не на стороне тех, кто считает, что не нужно ничего менять». Но, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на которые сослался президент, собираемость налогов падает, и «падает довольно существенно».
Впрочем, из слов президента следует и то, что в недрах исполнительной власти существует как минимум две сравнительные методики оценки собираемости доходов. Минфин 25 мая на президиуме правительства представил отчет об исполнении бюджета-2009 за первый квартал, который, наоборот, свидетельствует о значительном росте сборов. Так, по документам Минфина налоговые доходы превысили его же прогноз на первый квартал на 35,1%, или на 241,6 млрд руб. Рост отмечен практически по всем видам налогов, а лидером оказался именно НДС, продемонстрировавший превышение плана на 64,5%. «Существенное падение» за первый квартал, по материалам президиума правительства, показали только акцизы на табачные изделия (минус 7,7%) и акцизы на автомобили (падение на 62,5%). Но доля этих налогов в общей структуре налоговых доходов никогда не считалась существенной. Тем не менее вчера Дмитрий Медведев хотя и показал на публике, что колебался, но твердо определился с тем, что «если сейчас изменить налоговую систему в сторону уменьшения налогов, то нет никакой гарантии, что она стабилизируется и собираемость вырастет».
Также господин Медведев отказался и от продолжения курса на диверсификацию экономики, заложенную в правительственной стратегии-2020, по крайней мере в отношении строительной отрасли и на время кризиса. Президент сообщил собравшимся, что поддержка оказывается «сырьевым отраслям, потому что помощь притекает туда, где формируются доходы бюджета». В строительной отрасли, как можно было понять из слов главы государства, доходы бюджета не формируются. Объясняя отмену ранее обещанного финансирования госкорпораций «Роснано» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ», президент сообщил, что «можно было бы и предусмотреть 1 трлн руб. для этой сферы, но нет гарантий, потому что как только разгоняешься — украдут 30, а то и 40%».
Владимир Путин также вчера высказался за продолжение поддержки сырьевых компаний и госмонополистов. Он согласился с тем, что «в условиях кризиса нужно сдерживать» тарифы госмонополий. Но сообщил, что им «нужны средства для поддержания инвестпрограмм». Пока же правительство исходит из того, что решение о росте тарифов было принято в 2008 году и не пересматривалось.
Продолжая перечень того, чего правительство не будет делать в кризисных условиях, вчера премьер сообщил и об отказе помочь экономике закупками в Госрезерв. По его словам в кризис «всем не поможешь», тем более за счет бюджетных средств. А денег в бюджете уже не хватает. В качестве иллюстрации Владимир Путин указал на то, что правительство уже согласилось не повышать страховые выплаты при отмене ЕСН,
Сообщил премьер и о том, что правительство не намерено более закрывать внутренние рынки, прежде всего металлургический и автомобильный. Отметим, что российский автомобильный рынок уже закрыт для импортеров: если общий импорт товаров в первом квартале 2009 года в целом упал на 39%, то, по данным Минэкономики, ввоз легковых и грузовых автомобилей за тот же период снизился по стоимости на 65,3 и 80,2%, в физическом выражении — на 66,7 и 76,1% соответственно. На это повлияло не только удорожание импорта, но и недавний фактический запрет правительства на ввоз подержанных иномарок. Владимир Путин вчера сообщил, что хорошо помнит «реакцию граждан на Дальнем Востоке на очень сдержанные меры правительства по ограничению ввоза подержанных иномарок».
Впрочем, гражданского протеста Владимир Путин опасается меньше всего: премьер привел данные ВЦИОМа, из которых следовало, что потенциально готовы к протесту только 8% россиян. Из этого премьер сделал для себя успокаивающий вывод. «Когда-то была модной фраза: «Булыжник — орудие пролетариата»,— напомнил премьер на встрече с профсоюзными лидерами, отметив: — Сегодня — ничего подобного».
Петр НЕТРЕБА