Согласно опросу Левада-центра, треть россиян находится под угрозой массовых увольнений, а 36% считают вероятной потерю работы в связи с ликвидацией предприятия или своего рабочего места. Социологи находят данные правдоподобными и предупреждают, что с ростом значимости работы опасения, связанные с ее потерей, выросли и не исчезнут сразу даже с преодолением кризиса.
В конце апреля 2009 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) провел опрос 1,6 тыс. граждан из 46 регионов РФ с целью выяснить их мнение о ситуации на рынке труда. Результаты опроса показали, что россияне всерьез обеспокоены ростом безработицы и боятся масштабных увольнений, которые, по их мнению, вполне реальны. Так, согласно результатам опроса, большинство — 86% — утвердительно ответили на вопрос о том, стали ли они больше бояться потерять работу. При этом четверть респондентов отметила, что на их предприятии проходили массовые сокращения за последние три месяца. Отметим, что, по данным Росстата, в конце апреля 2009 года уровень безработицы достиг рекордной отметки 10,2% экономически активного населения, по методологии Международной организации труда, или 7,7 млн человек. По прогнозу ФБК, уровень безработицы к концу 2009 года достигнет 11—12%, или 8,5—9 млн человек.
По мнению граждан РФ, массовые увольнения не перестали быть актуальными. О том, что на их предприятии есть угроза значительного сокращения работников, заявили 29%, не видят подобной угрозы 57%. Еще 36% считает, что «очень вероятно» или «есть вероятность» того, что они потеряют работу в связи с ликвидацией предприятия или своего рабочего места. Впрочем, стоит указать, что в сентябре 1998 года подобный сценарий рассматривали 44% опрошенных.
Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров отмечает позитивную тенденцию апреля-мая, когда ожидания безработицы стали снижаться, но уверен, что даже с подъемом экономики страх безработицы будет продолжаться «довольно долгое время по инерции». «Безработица наряду с инфляцией — угроза номер один для россиян. Все понимают, что экономика в плохом состоянии, и уволен может быть любой. Люди нервничают»,— отмечает он. К тому же, по его словам, если раньше в случае увольнения люди готовы были заняться приусадебными участками, то теперь хотят искать только новую работу. «На даче уже не отсидеться. Значимость работы выросла и выросли страхи, связанные с работой»,— отмечает господин Федоров. «То, что значительная часть населения допускает возможность массовых увольнений,— это действительно так»,— говорит заведующий аналитическим отделом Фонд общественного мнения (ФОМ) Григорий Кертман. Цифру в 29% он считает «большой и вполне правдоподобной». По данным опроса ФОМ, 23% респондентов отмечают низкую вероятность быть уволенными в течение двух-трех месяцев, 14% считают вероятность быть уволенными высокой.
Участники опроса Левада-центра не разделяют оптимизма чиновников, уверенных, что меры по стабилизации на рынке труда влияют или уже повлияли на ситуацию с занятостью и безработицей. Так, 29% опрошенных заявили, что их предприятия ничего не предпринимают, чтобы предотвратить увольнения. Еще 27% признались, что их компании избегают сокращать персонал и предпочитают переводить сотрудников на неполный рабочий день или отправлять в неоплачиваемые отпуска. И только 3% сообщили, что их компании сохраняют рабочие места, создавая филиалы, фирмы и кооперативы и переводя туда освобождающихся работников. Столько же опрошенных указали, что их работодатели помогают увольняемым в трудоустройстве на других предприятиях. Опрос же показывает, что для трети населения новую работу найти затруднительно, чуть более половины уверены, что найти работу для них не составит труда, затруднились с ответом 19%. При этом те 29% респондентов, кто считает, что не смогут найти новой работы по специальности, опасаются за свои рабочие места более других опрошенных.
Дарья НИКОЛАЕВА