Нынешний рост цен на нефть — не больше чем коррекция на рынке, считает Минфин. Но нефтяники верят в лучшее и ищут признаки оживления экономики.
С начала года спотовая цена нефти Brent выросла уже на 64% (до $59,2 за баррель), российской смеси Urals — на 72% (до $58,8 за баррель на 19.00 МСК вчера). На внутреннем рынке нефть подорожала с января уже почти в четыре раза: вчера сделки на западносибирских узлах учета заключались по цене 8500—8900 руб./т (данные «ИнфоТЭК»). Но прогнозы насчет дальнейшего движения мировых цен расходятся.
Минфин уверен, что возвращение к уровню $60 за баррель — временное явление. «Это краткосрочная коррекция», — заявила вчера замминистра финансов Оксана Сергиенко (цитата по «Интерфаксу»). Цена поднялась
И прогнозы не вселяют оптимизма. Международное энергетическое агентство исходит из того, что мировой ВВП в 2009 г. упадет на 1,3%, а потребление нефти снизится на 3% до 83,2 млн барр./день. Этот прогноз ниже фактического предложения в апреле — 83,6 млн барр./день.
Сами нефтяники ищут признаки оживления рынка. Вряд ли подъем связан с коррекцией, считает вице-президент «Роснефти» Питер ОБраен: «На рынок вернулось немало спекулянтов, потом мы видим довольно долгий рост. И эти процессы идут по разным ценам: валюты, акций, нефти — и в Америке, и в России». Хотя прогнозировать цены в ближайшие 3—6 месяцев сложно — еще «слишком много вопросов о здоровье экономики», оговаривается он.
Консенсус-прогноз Reuters по средней цене Brent на 2009 г. вчера был повышен на 3% до $52,62 за баррель. Минфин же, по словам Сергиенко, сохраняет прогноз на уровне $45 за баррель. Министерство должно исходить из консервативного прогноза, согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Бюджет этого года базируется на цене Urals в $41 за баррель. Благодаря неожиданно подорожавшей нефти казна уже получила в январе — апреле дополнительные 40 млрд руб. (от пошлины и НДПИ), подсчитала она. Повышение цены барреля нефти на $1 приносит бюджету дополнительные $1,7—1,8 млрд, говорит главный экономист Merrill Lynch по России и СНГ Юлия Цепляева, более дорогая нефть пополнит российскую казну в этом году примерно на $15 млрд (исходя из цены Urals в $50).
Ирина МАЛКОВА