Высший арбитражный суд готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число таких дел может увеличиться в результате финансового кризиса на 40 процентов. Это означает, что в этом году банкротство ждет примерно 48 тысяч организаций.
Для того чтобы отработать процедуру, пленум ВАС готовит проект постановления «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Документ касается одной из самых насущных проблем — оспаривания сделок должника, в результате которых происходит преимущественное удовлетворение требований одного из кредиторов или, что нередко встречается, вывод имущества должника.
Эти разъяснения станут большим подспорьем практикам, разрешив несколько спорных вопросов. Так, ВАС подтвердил, что и на стадии конкурсного производства правом на оспаривание сделок обладают конкурсный управляющий и кредитор, несмотря на то что в тексте закона указаны в качестве лиц, имеющих право на оспаривание сделок, только внешний управляющий и конкурсный кредитор, говорит Денис Быков, руководитель практики разрешения коммерческих споров «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
ВАС также снял вопрос о необходимости получения корпоративного одобрения сделки на стадии внешнего управления и конкурсного производства и указал, что сделки, относящиеся в соответствии с законодательством о юридических лицах к крупным или сделкам с заинтересованностью, не требуют одобрения в порядке, предусмотренном законодательством о юридических лицах, за исключением мирового соглашения.
Варвара Кнутова, старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» отмечает опасность введения одного из пунктов постановления в предложенной редакции, в соответствии с которой, если на момент начала расчетов с кредиторами третьей очереди конкурсному управляющему будет известно о рассмотрении дела о признании недействительной оспоримой сделки должника, направленной на прекращение его обязательства, конкурсный управляющий будет обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения среди требований кредиторов той же очереди этого требования. Несмотря на разумность самой идеи обеспечить интересы кредитора, сделка с которым будет расторгнута на основании ст. 103, в случае вступления в силу указанного положения в этой редакции у недобросовестных лиц появится возможность парализовать процесс выплат остальным кредиторам до окончания судебных разбирательств по оспариванию сделок.
Юристы также считают, что возможны серьезные злоупотребления в случае принятия пункта постановления, в соответствии с которым иск о признании сделки недействительной может быть удовлетворен только в случае, если истец докажет, что на момент совершения сделки должника другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что должник неплатежеспособен или вскоре станет неплатежеспособным. По мнению Дениса Быкова, бремя доказывания добросовестности при совершении сделки целесообразнее перенести с должника на его контрагента, с тем чтобы не допустить недобросовестное погашение должником задолженностей перед косвенно подконтрольными ему структурами, которые впоследствии заявят в свою защиту, что расположены на Кипре и понятия не имели о введении в отношении должника наблюдения.
Кроме того, проект постановления основан на тексте закона о банкротстве, который уже неоднократно редактировался. Особенно сильные изменения закон претерпел в связи с принятием 28 апреля 2009 Федерального закона № 73-ФЗ, который должен вступить в силу уже в начале июня, говорит старший юрисконсульт компании «Независимые директора» Маргарита Гранд.
Принятыми изменениями в закон о банкротстве вводится новая глава «Оспаривание сделок должника», устанавливающая в том числе новые основания для признания сделок недействительными, отмечает Сергей Королев, ведущий юрист компании «Частное право».
Ирина КОЛОДИНА