Лидеры стран БРИК на июньском саммите в России обсудят дальнейшую судьбу доллара в качестве основной резервной валюты и роль развивающихся стран в международных организациях, сообщил в четверг министр по стратегическим вопросам Бразилии Роберто Унгер.
Участники БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай — пытаются упрочить авторитет своей организации в глазах международной общественности на основании того, что в совокупности производят 15 процентов мирового ВВП.
Представители БРИК на этой неделе встретятся в Москве, чтобы обсудить повестку саммита, включая вопрос пересмотра роли международных организаций, пояснил Унгер в интервью Рейтер.
«Мы предлагаем выйти за рамки споров по политическим и экономическим вопросам, предписанные нынешним порядком вещей, и обсудить этот порядок», — сказал Унгер.
Он сказал, что участники саммита обсудят роль американского доллара, усиление «Большой двадцатки», изменение правил международной торговли, реформу Организации Объединенных Наций и ядерное разоружение.
Унгер сказал, что страны БРИК озабочены тем, что доллар остается единственной резервной валютой мира, но отметил, что они не хотели бы создавать новый международный денежно-кредитный орган с широким спектром полномочий.
«Мы не хотим, чтобы был создан международный орган по образцу и подобию Европейского Центробанка. Мы не хотим Брюсселя в мировом масштабе», — сказал он, добавив, что Специальные права заимствования МВФ являются адекватным средством только до тех пор, пока права эмитента ограничены.
По словам Унгера, страны БРИК могут в одностороннем порядке снизить свою зависимость от доллара — как недавно это сделали Китай и Бразилия, договорившись вести торговлю в национальных валютах.
«В нашей двусторонней торговле с Китаем мы уже начали замещать доллар. Мы не будем ждать какого-либо международного соглашения», сказал бразильский министр.
Саммит БРИК
Саммит БРИК начнется 16 июня в Екатеринбурге. Первая встреча БРИК состоялась в июле 2008 года в кулуарах саммита «Большой двадцатки» в Японии. В этом году министры финансов четырех стран опубликовали первое совместное заявление.
«То, чего мы добиваемся, в целом можно сформулировать следующим образом: максимальная экономическая открытость при минимальном диктате учреждений», — сказал Унгер, подчеркнув, что было бы преждевременным превращать БРИК в институт.
«Пять упомянутых мною тем интересуют все страны, хотя я признаю, что мы все еще далеки от создания общей программы. Если члены БРИК начнут вырабатывать общий подход к этим основополагающим моментам, игнорировать их будет трудно», — сказал министр.
По его словам, Соединенные Штаты не должны с опаской относиться к попытке стран БРИК сформировать общий перечень интересующих их вопросов и видеть в этом стремление ослабить американское влияние и изменить расстановку сил в мире.
«Надеюсь, что США не увидят в этом… нечто в духе Венского конгресса и с симпатией отнесутся к подобному экспериментаторскому импульсу», — сказал он, припомнив мирное соглашение европейских стран после окончания Наполеоновских войн в XIX веке.
По его словам, принятые Всемирной торговой организацией правила «во имя свободной торговли ратуют не за рыночную экономику в целом, а за определенный вариант рыночной экономики».
Подобные правила запрещают под видом субсидий «все формы стратегического координирования между государством и фирмами, которые помогли разбогатеть богатым странам».
Унгер отметил, что решение США начать войну против Ирака, не получив на то санкций СовБеза ООН, привело к тому, что Организация Объединенных наций стала походить на «воздушный шар, который порой заполнен воздухом, а порой пуст».
«Это очень опасно для всего мира, включая США», — сказал министр, призвав страны БРИК внести предложения, направленные на то, чтобы сверхдержавы несли политическую ответственность за нарушение принятых правил.
Глеб БРЯНСКИЙ