Банк России жестко предупредил банкиров, выводящих «на сторону» свои активы под шумок кризиса. Их может ожидать наказание вплоть до уголовного, то есть — тюремный срок. А самые добросовестные банки обещали поощрять, открывая облегченный доступ к государственным средствам.
Такими намерениями поделился с журналистами первый заместитель председателя Центробанка Геннадий Меликьян, подводя итоги Международного банковского конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге. Но прежде эту идею предстоит обсудить с правоохранительными органами.
Меликьян пояснил, что некоторые банкиры фактически сами доводят свои кредитные учреждения до краха, выводя здоровые активы «на сторону», например в дочерние структуры, в том числе и за рубеж. А потом бегут за помощью к государству. И такие случаи не единичны, сокрушается Меликьян. Уже подготовлен законопроект, который даст ЦБ право заниматься и так называемым консолидированным надзором.
То есть в поле зрения регулятора попадут не только банки, но и аффилированные (связанные с ними) структуры. Ведь деньги нередко оказываются в таких «карманных» организациях, а риски потом перекладываются на банк.
Казне эти махинации обходятся дорого. Только на реструктуризацию проблемных банков Агентство по страхованию вкладов (АСВ), напомним, уже затратило почти 160 млрд рублей. Вывод активов начинается при самых первых признаках проблем, до того как в банк заходит с ревизией ЦБ. И ситуация, естественно, усугубляется. Первый зампред ЦБ настроен жестко: «Многие уверены в том, что по их обязательствам заплатят АСВ или государство. Но вывод активов — это чистое воровство, и ответственность за подобные действия должна быть как материальная, так и уголовная».
В Уголовном кодексе, правда, уже есть статьи, которые можно задействовать для наказания мошенников за преднамеренное доведение до банкротства. Но на практике такие уголовные дела редко доходят до финиша, сетует Меликьян. А при санации, например, кредитные учреждения формально не банкротятся. Когда капитал списывается до рубля и государство вкладывается в оздоровление банка, должно применяться такое же наказание, как и за преднамеренное банкротство, убежден директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов.
Тем более что ЦБ уже «знает в лицо» подлинных владельцев банков, которые, как правило, и принимают ключевые решения. По закону, напомним, до конца этого года раскрыть структуру собственности должны все банки, входящие в Систему страхования вкладов. Но в ЦБ эта информация уже собрана и обрабатывается, предупредил Сухов. А топ-менеджеров банков, которые не спешат поделиться сведениями, известили о возможных претензиях. Пусть, мол, напомнят о законе своим акционерам. Уголовную ответственность сроком до трех лет за преднамеренное доведение до банкротства и для топ-менеджеров, и для акционеров недавно ввели в Казахстане, поделились опытом гости. Представителям Банка России идея понравилась. «Необходимо расширять круг лиц, которые несут ответственность», — считает Сухов. Но готовятся ли конкретные предложения по этому поводу, не уточнил.
Тем не менее, по его оценке, ситуация с выводом активов все же намного лучше, нежели во время предыдущего кризиса 1998 года. А серьезностью ситуации, похоже, прониклись и сами банкиры. Если на прежних форумах они то и дело просили ЦБ ослабить надзор, то теперь, напротив, призывали быть активнее и строже. В Банке России понимают, что надо найти разумный баланс между строгим регулированием и стимулированием. А самым добросовестным и эффективным банкам готовы дать «зеленый свет».
Банкам, показывающим наиболее хорошие результаты, например по достаточности капитала, могут дешевле доставаться кредиты ЦБ. «Если банк устойчив, эффективен, можно сделать так, чтобы именно туда перетекали ресурсы», — говорит Меликьян. ЦБ уже ввел некоторые поблажки для объединяющихся банков. О завершении одной крупной сделки по объединению станет известно буквально на днях, три других — на подходе, заинтриговал журналистов Сухов. Большой волны консолидации, правда, пока не наблюдается. Но цыплят по осени считают, надеется Сухов.
А в перспективе банкирам предложили подумать, как уберечься от следующих кризисов. Ведь жизнь доказала, что подобные бедствия случаются периодически. Можно создать некий «фонд коллективной безопасности банков» на случай системных рисков, полагает директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский. Подобный фонд мог бы действовать по принципу Системы страхования вкладов, а по сути быть «системой страхования жизни банков». «Но сумма выплат банку не может превышать ту величину потерь, которые он несет именно от системных рисков. И спрятать свою плохую работу за кризис не получится», — пояснил Симановский «РГ». Можно, по его словам, продумать механизм, при котором сумма страхового возмещения банку не будет больше величины внесенных отчислений, а в противном случае часть акций должна перейти фонду. Деньги фонда можно использовать при резких колебаниях курса национальной валюты, обрушении фондового рынка, полагает президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Размер отчислений, по его подсчетам, достаточно установить в пределах 0,2 процента от суммы обязательств банков, тогда по состоянию на сегодняшний день в «общей копилке» будет примерно 100 миллиардов рублей. В результате нагрузка на банки снизится, надеется член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев: «Страховать каждый банк до полной безопасности — это неподъемно тяжело. А любое коллективное страхование всегда дешевле». Но сложно, предупреждает он, вычленить личные и общественные риски, осуществить это будет непросто. Симановский признает, что пока не представлял свои соображения даже руководству ЦБ, «это идея для обсуждения».
Тем временем
На следующем банковском форуме, который состоится через год, можно будет обсудить новую тему «Банки: жизнь после кризиса», предложил первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян. Он, правда, не стал утверждать, что к тому времени все неприятности схлынут, и не расшифровал тему новой дискуссии.
Елена КУКОЛ