Правительство внесло в Госдуму проект поправок в бюджет на 2009 год и плановый период 2010—2011 годов. Его принятие должно исключить необходимость предварительной реализации банками-кредиторами обеспечения по кредиту до предъявления Минфину требований об исполнении госгарантий. Документ по-прежнему оговаривает субсидиарный принцип ответственности государства по кредитам, но сокращает срок действия самих гарантий с 2 лет до 70 дней. Разморозит ли этот проект выделение антикризисных средств, теперь зависит от сопутствующих постановлений правительства, которые сейчас готовит Минфин. Депутаты же уверены, что поправки получат одобрение в Думе достаточно быстро.
Правительство выполнило распоряжение президента Дмитрия Медведева и внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», призванный разморозить вопрос о госгарантиях по кредитам системообразующих компаний, отобранных комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова, и стратегических предприятий ОПК (на эти цели в «антикризисном» бюджете 2009 года выделено 300 млрд рублей). Документ, разработанный Минфином, вчера стал доступен в электронной базе данных Госдумы.
Как утверждается в пояснительных документах к тексту поправок, принятие законопроекта исключит необходимость предварительной реализации банками-кредиторами обеспечения по кредиту за рамками госгарантии до предъявления Минфину требований об исполнении госгарантий. «Это будет способствовать повышению привлекательности данного вида государственной гарантийной поддержки для российских банков, осуществляющих кредитование отечественных предприятий в период экономического кризиса»,— говорится в тексте документа.
При этом документ, принятый к рассмотрению Государственной думой, по-прежнему определяет форму ответственности РФ по госгарантиям как субсидиарную. Напомним, 13 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев потребовал заменить «провалившийся» механизм предоставления субсидиарных гарантий по кредитам (в этом случае государство гарантирует погашение кредита в рамках банкротства заемщика) на солидарные гарантии (в этой схеме погашение кредита по гарантии происходит в случае любого отказа заемщика обслуживать долг). Эта инициатива президента размораживала 300 млрд рублей условных расходов бюджета, превращая программу в гарантирование потенциально «токсичных активов» на банковских балансах в размере до 1% от активов банковской системы (28 трлн рублей). Фактически эта схема превращала систему госгарантий в государственный «банк плохих активов». На следующий день, 14 мая, Дмитрий Медведев вернулся к вопросу об изменении системы госгарантий по кредитам компаниям: он уже не настаивал на полной замене этого механизма, фактически начав внутриправительственную дискуссию о механизме предоставления госсредств в помощь системообразующим компаниям.
Внесение правительственного проекта в Госдуму подводит итог этой дискуссии: формально государство по-прежнему будет отвечать по займам системообразующих компаний только после их банкротства. В реальности же, как рассказал «Ъ» глава департамента корпоративного управления Минэкономики Иван Осколков, «порядок исполнения гарантий будет прописан постановлениями правительства». «В законопроекте уже исключено требование к бенефициару взыскать залоги, предоставленные ему заемщиком, перед обращением за исполнением гарантии. На наш взгляд, справедливой будет ситуация, когда банк сможет прийти к государству за исполнением обязательств по гарантиям, заявив требования по взысканию залогов, но не раньше. Иначе и заемщики, и банки будут демотивированы в возврате кредитов. Это и есть разница в субсидиарной и солидарной ответственности. Надеемся, что измененный порядок предоставления гарантий начнет действовать уже в ближайшем месяце»,— сказал господин Осколков.
При этом поправки сокращают сроки исполнения госгарантий — действующим законом закреплено, что они действуют в течение двух лет после наступления срока возврата кредита, правительственный же законопроект сокращает срок действия гарантий до 70 дней сверх даты возврата. «Сокращение срока действия гарантий связано с тем, что исполнение обязательств по ним будет наступать быстрее, чем предусматривает действующий закон о бюджете на 2009 год»,— говорится в пояснительной записке. На деле это означает, что у банков теперь будет лишь 70 дней, чтобы определиться с тем, предъявлять ли им счет должника государству, а у государства — с тем, платить ли по предъявленным требованиям.
«Поправки понятные, без неожиданностей,— заявил «Ъ» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник,— они идут в русле антикризисной программы и никакого удивления не вызывают». «Законопроект направлен на то, чтобы активизировать поддержку реального сектора»,— считает и глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
Олег САПОЖКОВ, Татьяна ГРИШИНА, Алексей ШАПОВАЛОВ