Рубль укрепляется, и, согласно всем канонам экономической теории, это должно сказаться на потребительских ценах. Надеяться на снижение цен хотя бы на отдельные товары слишком оптимистично, но, если не подведет макроэкономика, конец лета может быть отмечен еще более существенным замедлением темпов инфляции.
Вряд ли остался еще такой россиянин, который не заметил, что, начиная с марта, рубль постепенно растет в цене. Кроме приятных глазу цифр на табло обменников, граждане отметили и другую тенденцию, вызывающую, безусловно, положительные эмоции, — замедление темпов роста потребительских цен. В марте, апреле и мае темпы инфляции стали сначала равны, а затем и меньше прошлогодних. В результате на начало июня накопленная с начала года инфляция, по предварительным оценкам, составила 6,8%.
Росстат приводит статистику индекса потребительских цен и изменения официального курса доллара США и евро к рублю, которая свидетельствует о близости двух процессов: укрепления рубля и замедления темпов роста цен. В январе 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 102,4%, изменение официального курса доллара США и евро к рублю — 120,5 и 110,2% соответственно (то есть шло резкое ослабление национальной валюты). В феврале по отношению к январю индекс инфляции составлял 101,7%, изменение курса доллара и евро к рублю — 100,9 и 99,3%. В марте индекс роста цен составил 101,3%, индекс официального курса доллара США и евро к рублю — 95,2 и 99,1%, рубль начал укрепляться. В апреле тенденция продолжилась: индекс потребительских цен составил 100,7%, изменение официального курса доллара и евро к рублю — 97,8 и 97,5% соответственно.
Итоги мая пока не подведены, но визуально можно отметить разницу между цифрами в обменниках: если в начале мая курс рубля к доллару колебался около отметки 33, а евро примерно 44, то в начале июня доллар торговался не выше 31 рубля, евро сбавил чуть меньше и стоил около 43,5. А инфляция, по предварительным итогам, составит в мае 0,7%.
Если рассмотреть составляющие индекса потребительских цен, то оказывается, что цены на товары, где значительную долю рынка занимает импорт, росли быстрее среднего уровня инфляции, именно пока продолжалась девальвация рубля. Так, медикаменты (доля импортных товаров достигает 70% в денежном выражении) с начала года выросли на 17,9%, при этом если в начале года помесячные темпы роста достигали 5,2—5,3% в феврале-марте, то уже в апреле снизились до 3,3%.
Справедливости ради нужно заметить, что существенную роль здесь сыграло вмешательство государства, которое взяло под особый контроль лекарства как товары наипервейшей необходимости. Но отрицать значение укрепления рубля было бы неправильно.
Выше среднего уровня подорожали, например, рыба и рыбопродукты: за четыре месяца на 10,1%, причем тенденция буквально аналогичная лекарствам — максимум 3,3—2,8%, в апреле плюс 2,0%. Похожая ситуация с плодоовощной продукцией — рост с начала года: январь — 4,7%, февраль — 4,8%, март — 4,5%, апрель — дефляция 0,1%, в целом с начала года — плюс 14,6%. Повышенными темпами шло удорожание таких заморских продуктов, как чай, кофе, импортное пиво, оливковое масло: в феврале в среднем эти продукты выросли на 4,0%, в марте рост цен на эти товары составлял от 3,0 до 5,1%, а уже в апреле от 2,0 до 2,7%.
Таким образом, налицо корреляция замедления темпов инфляции с укреплением курса рубля. Причем спад темпов инфляции несколько запаздывает по отношению ко второму, подтвердил «Времени новостей» Владимир Тихомиров, старший экономист ФК «Уралсиб». Он отмечает, что не стоит рассчитывать на активное снижение цен, прежде всего
При этом оптовые цены могут даже снижаться, но в статистике это трудно заметить, хотя Росстат и считает индекс цен производителей, но только часть этих цен — на потребительские товары. «В целом в мире сейчас нет дефляции, и на товары, которые мы закупаем, цены не снижаются, они становятся лишь относительно дешевле благодаря укреплению курса рубля», — указывает аналитик. При этом если этот процесс и отразится на розничных ценах, то с определенным временным лагом: контракты заключенные в феврале-марте, когда рубль еще был слабым, реально исполняются в апреле, а на прилавки товары попадают в мае. «Возможно, в конце лета мы увидим некоторое падение цен на отдельные товары, если рубль по-прежнему будет укрепляться. Но все зависит и от общего инфляционного фона: продавцам нужно будет закладываться на тарифы, повышение зарплат. Поэтому если есть устойчивый спрос на товары, если они продаются, лучшее, на что можно надеяться, — цены не будут расти в номинальном выражении», — считает Владимир Тихомиров.
Юлия МИРОНОВА