Лет через 10—15 и даже раньше она может стать международным финансовым центром. А рубль превратится в резервную валюту и составит конкуренцию доллару. Правда, на этом пути в спину ему будет дышать китайский юань.
К таким неожиданным выводам вопреки расхожему мнению пришли участники ХIII Петербургского международного экономического форума.
Вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин обозначил, что надо сделать для превращения рубля в резервную валюту: восстановить доверие к нему, подорванное после девальвации, сбить инфляцию и проводить жесткую денежно-кредитную политику. На все это, по его мнению, вполне хватит и пяти лет. Кудрин, впрочем, не стал утверждать, что через пятилетку рубль станет резервной валютой. Еще один претендент на включение в резерв — китайский юань, говорили международные эксперты. Любопытно, что когда еще год назад идею расширить круг резервных валют предложили российские власти, некоторые государства и зарубежные эксперты отнеслись к ней довольно скептически. Или говорили, что это дело слишком далекого будущего. Но кризисный год изменил настроения.
Эксперты не стали отвергать и другое российское предложение: внедрить систему глобального финансового регулирования. Об этом тоже шла речь еще год назад. А на нынешнем форуме Кудрин эту идею обозначил более четко: надо регулировать не отдельные рынки, а искать инструменты, которые обеспечат стабильность всей мировой экономики. Фактически речь идет о создании системы, прообразом которой может стать Евросоюз, где на наднациональном уровне регулируются инфляция и уровень бюджетного дефицита. Иначе массированный вброс денег в американскую экономику приведет к разгону инфляции и вновь оттянет капиталы с развивающихся рынков. Во время интерактивного голосования с этим согласились 75 процентов присутствовавших в зале. Правда, заместитель директора-распорядителя МВФ Джон Липски тут же поспешил откреститься от новой «повинности». А еврокомиссар по монетарной политике Хоакин Алмуния заявил, что простыми методами проблему не решить. Так что, за воплощение своей инициативы России еще придется побороться.
А вот упреков в излишнем усилении роли государства в наш адрес на сей раз не звучало — ни от международных экспертов, ни от бизнеса. И как раз российские представители ребром поставили вопрос о том, что уже сейчас надо продумывать механизмы выхода государств из частных активов. «Меня сильно напрягает достаточно легкое отношение мировой общественности к тому, что государства входят в компании. Я думаю, что это опасно», — предупредила зарубежных коллег глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. А ведь еще год назад многие предсказали бы, что наше государство наверняка воспользуется шансом получить контроль над частными активами, деликатно намекнула Набиуллина. Но в России в отличие от гораздо более продвинутых рыночных экономик этого не произошло. Не снята с повестки дня и приватизация ключевых пакетов во всех отраслях, в том числе и добывающих. «Россия сейчас бьется за рыночную экономику больше всех», — удивляется предприниматель Михаил Прохоров. Государство, признает он, не входит в компании, даже когда они сами об этом просят. Правда, сложно было понять, доволен ли этим Прохоров или нет.
По поводу антикризисных рецептов предприниматели, однако, ничего радикально нового не изобрели: они рекомендовали государству определиться с приоритетами и, возможно, увеличить госрасходы на инновации, инфраструктуру. А некоторые затраты, наоборот, сократить. Но с вопросом, что «урезать», отсылали к чиновникам. Однако те не были расположены к откровениям. Приоритеты, обещают в минэкономразвития, назовут при формировании бюджета-2010. Но какими они будут, в деталях не раскрывают. Впрочем, некоторые обещания бизнесу на форуме все-таки были даны. Рост тарифов естественных монополий в следующем году будет напрямую привязан к инвестиционным программам, и компании получат «добро» на их увеличение тарифов лишь после того, как представят полное обоснование, предупредила Набиуллина. А само повышение вновь могут сделать разовым, а не поквартальным, как в этом году. Малому производственному и инновационному бизнесу могут быть компенсированы расходы на реформу единого соцналога. А вот от снижения налога на добавленную стоимость и повышения налога на добычу полезных ископаемых, на газ министерство
Елена КУКОЛ