Центробанк, чиновники и госбанкиры разошлись в показаниях о том, насколько глубоко ЦБ изучал проблему устойчивости банковской системы, но сошлись во мнении, что катастрофа ей пока не угрожает.
Власти неоднократно называли жизнеспособность банков ключевым условием выхода из кризиса и предупреждали о неизбежном росте «плохих долгов», чреватом банковским кризисом. Глава госбанка ВТБ Андрей Костин сказал Рейтер в пятницу, что ЦБ моделировал развитие ситуации — проводил так называемый «стресс-тест», — однако вряд ли опубликует результаты, опасаясь «негатива».
Рассказ Костина спровоцировал вал противоречивых комментариев о том, был тест или нет.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сказал, что никаких стресс-тестов отдельных банков не проводил, а ограничился плановым тестированием всей системы в целом, которое не выявило серьезных проблем.
«Ситуация в российской банковской системе вполне удовлетворительная. А Костину надо оторвать ноги», — сказал Улюкаев журналистам в кулуарах экономического форума в Петербурге в субботу.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал чуть позже, что ЦБ все же провел стресс-тесты крупнейших банков и пришел к выводу, что все не так плохо.
«В целом по банковской системе не сделали, но по крупнейшим банкам сделали. Не так плохо все», — сказал он Рейтер в кулуарах Петербургского экономического форума.
Улюкаев настаивал на своем.
«Мы не проводили специальных стресс-тестов отдельных банков», — продолжил он заочный спор на том же форуме.
В дискуссию вступил министр финансов Алексей Кудрин: он признал факт проведения исследования, но защитил нежелание ЦБ обнародовать данные исследования и пообещал принять меры.
«И американцы, и европейцы тоже не стремятся раскрывать результаты стресс-тестов, потому что это чувствительная информация. Нужно просто принимать меры для устранения проблем», — сказал Кудрин журналистам.
«У ЦБ достаточно инструментов, чтобы решить проблемы с каждым отдельным банком самостоятельно… В любом случае, я думаю, что по результатам этой работы прочность и надежность банковской системы в ближайшие месяцы существенно вырастет», — добавил он.
Банкиры, в свою очередь, признают, что ситуация ухудшается. Глава розничной «дочки» ВТБ Михаил Задорнов сказал Рейтер в кулуарах форума, что банк направлял информацию по запросу ЦБ, однако не знает, была ли она использована для стресс-теста и если да, то с каким результатом.
Зато ВТБ 24 провел собственный стресс-тест и по результатам составил бизнес-план, который уже понадобилось пересматривать
«Сейчас ситуация хуже, чем ожидали, она идет хуже в части просрочки, чем ожидали», — сказал Задорнов, добавив, что сейчас доля плохих кредитов в портфеле банка — 2—3%.
Глава крупнейшего в стране Сбербанка сказал, что и без стресс-теста понятно, что у банки переживают не лучшие времена.
«Я думаю, что нужно очищать балансы. Как это делать, нужен стресс- тест или нет — это уже второй вопрос», — сказал Греф Рейтер.
Улюкаев на форуме повторил прогноз увеличения «просрочки» до 10—13% до конца года, а Кудрин назвал достижение такого показателя признаком банковского кризиса.
Однако чиновники и банкиры пока не драматизируют ситуацию: накануне банкам обещал помочь деньгами президент Дмитрий Медведев. Деньги уже выделены, и дополнительные вливания в текущем году им могут и не потребоваться, сказали в субботу Кудрин и Улюкаев. Так, Кудрин заявил, что в этом году чиновники лишь протестируют на одном-двух банках новую меру поддержки — покупку доли в капитале, за которую государство расплачивается ОФЗ.
Полина ДЕВИТТ, Дарья КОРСУНСКАЯ, Денис ПИНЧУК, Антон ДОРОШЕВ, Дмитрий СЕРГЕЕВ, Гай ФАЛКОНБРИДЖ.