Раньше в борьбе за рынок банки заполучали клиентов через дилеров. Сегодня, когда уровень продаж упал вдвое, кредитным организациям приходится рассчитывать либо на помощь государства, либо на заключение партнерских договоров с автопроизводителями.
Досталось всем
В середине мая комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ обнародовал данные по результатам продажи новых пассажирских автомобилей и легкового коммерческого транспорта в России. По итогам проведенного мониторинга в апреле 2009 года продажи в этом сегменте рынка снизились на 53% по сравнению с тем же периодом в 2008 году. Снижение продаж за первые четыре месяца 2009 года составило 44% по сравнению с тем же периодом 2009 года.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас объяснил данное падение нескольким причинами: ограничение доступности кредитных ресурсов, высокими процентными ставками по кредитам, девальвацией рубля и повышением таможенных пошлин, которые повлекли за собой повышение цен.
Банкиры, оценивая ситуацию на рынке, дают не менее пессимистичные прогнозы относительно развития автокредитования. Начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева отметила: «Дилеры сообщают о сокращении объема продаж новых автомобилей в целом, соответственно, сокращается и количество продаж машин в кредит. По различным оценкам, объем продаж «кредитных» авто снизился с 40% в начале 2008 года до 10—15% сегодня. Также снижение спроса обусловлено ужесточением кредитных программ банков: повышением процентных ставок, величины первоначального взноса, ужесточением требований к заемщикам».
Вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев рисует еще более мрачные перспективы: «По нашему мнению, объем рынка автокредитов в 2009 году сократится на 60%. Такое снижение формируется за счет падения спроса в автомобильном бизнесе, роста процентных ставок по кредитам и сокращения количества игроков рынка автокредитования».
Действительно, с момента перехода кризиса в острую фазу ставки по автокредитованию увеличились в среднем в два раза. Если раньше лидеры рынка предлагали кредиты под 9—14% годовых (в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования), то сегодня ставки выросли до 20—30% годовых.
Эта ставка является вполне обоснованной на текущий момент. Если взять размер ставки на беззалоговых аукционах, проводимых Центральным банком, — наиболее доступный источник финансирования, приплюсовать к ним 6% маржи (именно на такой уровень прибыли сегодня ориентируется большинство банков), заложить риски, то и сумма получится соответствующая. Снизить кредитную ставку в данных условиях без постороннего вмешательства банки не могут.
Однако такая ситуация невыгодна всем участникам рынка — производителям, дилерам, банкирам и, наконец, покупателям. Все звенья этой цепочки заинтересованы в стимулировании спроса. В результате поиска решения сложилось два основных варианта действий. Те, кто не смог в них вписаться, были вынуждены свернуть программу автокредитования. И таких банков оказалось большинство…
Уже, уже, уже круг …
Централизованной мерой по стимулированию роста продаж стала правительственная программа по предоставлению за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 году физическим лицам на приобретение легковых автомобилей. Эта программа примечательна тем, что она была спущена сверху — ее инициатором стало правительство РФ, а разработка и выполнение программы поручено Министерству промышленности и торговли. Именно «происхождение» наложило отпечаток на ее содержание: с одной стороны, она призвана объять необъятное и помочь всем участникам сделки — производителям, дилерам, банкам и покупателям, а с другой — круг счастливчиков существенно ограничен. Во главу угла поставлено не просто стимулирование авторынка, а поддержка государственных организаций.
Из содержания программы становится ясно, что, несмотря на широту охвата, «сделана» она была специально для АвтоВАЗа. Так, правительством был разработан перечень легковых автомобилей, которые могут быть приобретены в рамках льготной программы автокредитования. Список составлялся на основании двух главных требований: стоимость автомобиля не должна превышать 350 тыс. рублей и автомобиль должен быть произведен на территории Российской Федерации. В результате из 29 марок автомобилей, вошедших в заветный список, 22 марки — модели АвтоВАЗа. Остальные семь позиций заняли Chevrolet NIVA, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, UAZ Hunter. Казалось бы, есть альтернатива. Однако большинство этих иномарок в базовой комплектации (а именно в базовой комплектации эти автомобили отвечают требованиям программы, то есть их стоимость не превышает 350 тысяч) на рынке практически отсутствуют. Отчасти это связано с тем, что выпускать машины в такой комплектации просто невыгодно. В то же время некоторые зарубежные производители, по слухам, очень стремились попасть в заветный список и с этой целью рассматривали даже возможность снижения стоимости автомобиля. Но пока АвтоВАЗ в данной программе является бесспорным лидером.
Вероятно, в значительной степени участники авторынка обязаны наличием этой программы именно АвтоВАЗу. По некоторым данным, кредитная задолженность предприятия на март текущего года составляла около 44 млрд рублей. И автоконцерну требовались еще средства для поддержки текущей деятельности. Осознав, что кидать деньги в бездонную яму бесполезно и затыкать дыры кредитами бесконечно нельзя, было решено воспользоваться рыночным механизмом оказания помощи предприятиям — стимулированием спроса.
Следующее отсечение в программе — это предъявление определенных требований к банкам, посредством которых реализуется механизм автокредитования. В документе заявлено, что это право на получение субсидий предоставляется кредитной организации, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации или Центрального банка составляет не менее 50%, или если банк является дочерней структурой компании, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Кроме того, кредитная организация должна иметь филиалы во всех федеральных округах. В результате данным требованиям отвечают три банка — Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк.
В официальном пресс-релизе глава отраслевого департамента Минпромторга России Алексей Рахманов пояснил: «Выбраны те банки, которые имеют самое широкое географическое покрытие. Это сделано для того, чтобы жители страны могли получить кредит вне зависимости от того, где они проживают. При этом в автосалонах будут адреса ближайших отделений банков, в которые гражданин сможет прийти и оформить кредит. Кредит будет оформлять банк, а автосалон будет продавать автомобиль».
Большинство банков не соответствуют либо одному, либо другому требованию. Например, у Альфа-Банка филиальная сеть — 333 отделения и офиса по России и за рубежом. Конечно, это не как у ВТБ 24, который имеет 500 дополнительных филиалов и офисов в 68 регионах страны. Однако зона покрытия достаточно широкая. Тем не менее, банк не проходит по форме собственности.
Банк «Кит Финанс» принадлежит государственным компаниям — РЖД и АЛРОСА. Однако выпадает из списка претендентов, потому что не имеет широкой филиальной сети по всей стране.
Оценить, может ли Газпромбанк претендовать на участие в программе, вообще достаточно сложно. Банк имеет 40 филиалов и пять дочерних независимых российских банков. Считаются ли «дочки» или нет при оценке масштабов сети, в программе не уточняется. Форма собственности: 41,73% акций принадлежит Газпрому (чуть-чуть не дотягивает), у которого государство владеет контрольным пакетом акций (50,002%).
Таким образом, всего лишь два требования смогли исключить более тысячи российских банков из списка претендентов на очередную форму госпомощи.
Кто во что горазд
В программе определены принципы льготного автокредитования. В ней указаны несколько обязательных параметров: кредит предоставляется сроком до трех лет, минимальный первоначальный взнос составляет 30% от стоимости автомобиля. Размер кредитной ставки зависит от условий каждого конкретного банка и пакета документов, которые предоставляет клиент. Процентная ставка по льготному кредиту рассчитывается по схеме: ЛГкр%=СТкр%-2/3ставки рефинансирования, где ЛГкр — ставка льготного автокредита, а СТкр — ставка стандартного автокредита, действующего в банке на данный момент.
Льготная часть кредитной ставки (2/3 ставки рефинансирования) считается выпадающим доходом банка, а потому Министерство промышленности и торговли ведет все расчеты непосредственно с банком. Не позднее пятого числа каждого месяца кредитная организация направляет в Минпромторг заявления с прилагаемыми к ним документами для получения субсидий. После прохождения ряда процедур по проверке и согласованию документов департамент бюджетной политики и финансов перечисляет в установленном порядке денежные средства на расчетные счета организаций, открытые в кредитных организациях.
Льготная программа кредитования уже начала действовать. Однако ее эффективность еще сложно оценить. За 13 рабочих дней существования программы в ВТБ 24 было принято более 1500 заявок, то есть в день поступало 115 заявок, на один офис приходила одна заявка в пять дней. За этот же период было выдано около 260 кредитов, то есть в день выдавалось 20 кредитов, таким образом, еще не все подразделения банка успели на тот момент опробовать продукт. Необходимо, конечно, сделать поправку на то, что не все заявки успели рассмотреть, а потому статистика еще может измениться. Однако улучшиться она должна основательно, если учесть, что в рамках государственной программы в 2009 году ВТБ 24 планирует выдать 35—40 тыс. кредитов, а значит, в день банк должен выдавать 90—95 кредитов.
В ВТБ 24, учитывая, что программа только началась и механизм не успели обкатать, считают, что ее реализация проходит достаточно успешно. В Сбербанке также ответили, что «по информации, поступающей от территориальных банков Сбербанка России, данный продукт является очень востребованным».
При этом, несмотря на то что в основу лег единый механизм осуществления кредитования, ссуды в банках выдаются на разных условиях. Таким образом, банки имеют возможность конкурировать между собой. В Россельхозбанке и ВТБ 24 фактическая процентная ставка составляет 9,67%. Сбербанк предлагает самую низкую процентную ставку — менее 7%. Однако низкая процентная ставка создает определенные сложности. В российском законодательстве установлен кредитный минимум, если ставка по кредитному договору меньше, то у заемщика появляется доход в виде материальной выгоды. Для рублевых средств минимальный уровень процентной ставки составляет 3/4 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России. Так как в Сбербанке процентная ставка ниже, то и клиент должен подать декларацию и заплатить налог на сэкономленные средства.
В ВТБ 24 одним из своих преимуществ называют возможность оформления кредита без предоставления справки о доходах и трудовой книжки, то есть достаточно предъявить минимальный набор документов — паспорт и права. Правда, ставка по таким кредитам будет уже выше.
Главное преимущество этой программы заключаются в том, что банки ничем не рискуют. Они получают заявленные проценты. Если продукт будет пользоваться спросом, то кредитный портфель, соответственно, вырастет. Если нет, то банки ничего не потеряют.
Взгляд со стороны: не очень-то хотелось
Остальные участники рынка смотрят на льготную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам скептически.
Главный недостаток этой программы — преобладание продукции АвтоВАЗа. Спрос на эти машины относительно низкий.
Елена Корнеева (МКБ) отмечает: «По моему мнению, в одночасье никакие меры лоббистского характера не смогут поддержать или спасти отечественный автопром. Одним субсидированием процентной ставки по кредитам ситуацию не исправишь. На мой взгляд, только выпуск продукции соответствующего качества по адекватной цене, выстроенные процессы послепродажного обслуживания и сервиса могут заставить российского потребителя приобретать в кредит, даже по низкой процентной ставке, продукцию отечественного автопрома. Таким образом, не думаю, что
То, что круг автомобилей ограничен, и это обстоятельство не даст возможности банкам существенно нарастить портфель. По оценкам ВТБ 24, доля государственной программы в объеме рынка автокредитования 2009 года составит порядка 12%. Средняя сумма автокредита на данный момент составляет 500—600 тыс. рублей. Потребители отдают явное предпочтение иномаркам. И даже предоставление льгот вряд ли заставит пересесть в более дешевые, но менее комфортные автомобили.
Введение таких ограничений со стороны правительства также оправданно. Во-первых, поддержать стратегическое предприятие — задача государства. И этот механизм является наиболее эффективным. Кроме того, на реализацию данной программы правительство выделило 6 млрд рублей. Если бы список был расширен или максимальная сумма увеличена до среднерыночного автокредита, то это потребовало гораздо большего объема средств. А в условиях кризиса приходится экономить.
Но есть и другой недостаток. Участники рынка говорят о том, что программа ориентирована на нижний средний класс, финансовое положение которого оказалось наименее устойчивым в кризис. Поэтому многие банки предпочитают кредитовать клиентов с высокими доходами, считая их более надежными заемщиками. Например, «Мой банк» предоставляет кредиты только на покупку автомобилей premium класса. Также Московский кредитный банк ориентируется на кредитование автомобилей premium класса и среднего ценового сегмента.
Однако участники программы рассчитываются на то, что рынок сузился, а потому у них будет возможность отобрать надежных заемщиков.
Автокредит — только для больших
Автокредиты являются для банков достаточно интересным продуктом. Во-первых, он является обеспеченным, а потому риски по нему ниже, чем в потребкредитовании. Во-вторых, автомобили — это наиболее ликвидный вид залога.
Например, ипотечный кредит также является обеспеченным. Однако при возникновении проблем на финансовых рынках стоимость недвижимости упала, а ее реализация стала достаточно сложной. С автомобилями таких проблем не возникает, так как этот рынок более открытый и гибкий. К тому же, в случае возникновения финансовых сложностей, заемщики, как правило, сами продают автомобиль и закрывают кредит. В-третьих, максимальный срок автокредитования — пять лет. Некоторые банки сократили этот период до трех лет. На такой период прогнозы составлять значительно проще, чем на четверть века. И речь идет о суммах в несколько раз ниже, чем по ипотеке, таким образом, диверсификация рисков выше. В-четвертых, уровень просрочки в большинстве банков по автокредитам составляет 1—2%.
Несмотря на то, что на дворе царит кризис, банкам нужно получать прибыль, «отбивать» депозиты. А наиболее доходным инструментом является кредитование. За этот продукт банки боролись еще в докризисные времена. Тогда у банков были примерно одинаковые возможности, а потому условия кредитования имели минимальные отличия. Однако в результате негласного сотрудничества банков с дилерами, которые имели возможность ненавязчиво посоветовать клиенту оформить кредит в нужном банке, многие даже средние банки оставались не у дел. В нынешних условиях ситуация осложнилась. И в числе лидеров могут оказаться не те, кто сумел договориться с дилерами, а те, кто нашел выход на непосредственных производителей.
Елена Портнягина, директор департамента розничных операций Инвестторгбанка, отмечает: «На рынке действуют альтернативные предложения, такие как специальные кредитные программы, которые сегодня используют автопроизводители. В некоторых случаях они могут оказаться удобнее и выгоднее, чем правительственная программа по поддержке автопрома».
С учетом того, что покупательная способность населения падает, а вслед за ней снижается и объем продаж автомобилей, предприятия готовы идти на компромиссы. Именно на них сегодня с надеждой смотрят и банкиры, и дилеры. Большинство мировых автоконцернов предложили специальные программы. Причем финансовая нагрузка при их реализации ложится не на кредитные организации, а на производителей.
Например, Ford не только участвует в правительственной программе субсидирования автокредитов, но и самостоятельно распространил условия льготного кредитования в рублях на автомобили Ford Focus и Ford Mondeo без ограничений по цене. Компания также предлагает льготу в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России, кредит предоставляется на срок от 12 до 36 месяцев. При этом авансовый платеж клиента должен составлять не менее 30% от стоимости автомобиля. Volksvagen совместно с банками-партнерами также разработал эксклюзивную программу, по которой предоставляется кредит под процентную ставку 9% в долларах и евро и 20,5% в рублях. Первоначальный взнос — от 10%. Срок кредита — от 1 до 60 месяцев.
Практически беспрецедентную акцию провела Suzuki. Компания OOO ITC Auto RUS, официальный импортер продукции компании Suzuki Motor Corporation на территории России, запустила разработанную совместно с банком ВТБ 24 специальную программу кредитования Suzuki Finance (действовала с 21 апреля по 31 мая 2009 года). В рамках этой программы предоставлялась субсидированная процентная ставка от 0%. По ней кредит предоставлялся в рублях на срок от 1 до 5 лет, а минимальный размер первоначального взноса составлял 20%. Например, при покупке автомобиля Suzuki Grand Vitara с рекомендованной розничной ценой 998 тыс. рублей с уплатой первоначального взноса в размере 20% от стоимости автомобиля и сроком кредита на 1 год процентная ставка по программе Suzuki Finance составляла 0%.
Однако сложность заключается в том, что в каждом случае автоконцерн заключает с банком индивидуальный договор. И размениваться по мелочам ему просто нет смысла. Поэтому такие программы действуют преимущественно в крупнейших банках, в банках топ-30. Для остальных этот продукт малодоступен.
Тем не менее банкам необходимо компенсировать в своем портфеле плохие активы. И многие банки, чтобы покрыть убытки, пытаются возобновить автокредитование, так как этот продукт является наименее рискованным. Однако большинство банков могут предложить своим клиентам только ставки на уровне 20—30% годовых. Такое предложение оказывается неконкурентоспособным, так как ставки в рамках правительственной программы субсидирования процентных ставок и специальных кредитных программ, разработанных автоконцернами совместно с банками-партнерами, существенно ниже. Если учесть, что в правительственной программе участвует три банка, а практически все мировые автоконцерны уже заключили соглашения с ведущими российскими банками, можно предположить, что большинству банков придется отказаться от автокредитования (или оно будет существовать только номинально)
Вероника СОШИНА