На 18 июня Дмитрий Медведев пригласил к себе бюро РСПП — хочет поговорить с бизнесменами о борьбе с кризисом. Бизнесмены будут говорить о банке плохих активов.
О предстоящей встрече сообщили сотрудник администрации президента и член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Круг тем для встречи выработан в апреле на обсуждении в РСПП антикризисного плана правительства с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, знает человек из окружения одного из членов бюро РСПП.
Окончательно повестка будет утверждена 17 июня, сообщает член бюро РСПП Анатолий Карачинский. Президент РСПП Александр Шохин говорит, что бизнесмены готовы поднять две основные темы: финансовое оздоровление затронутых кризисом предприятий; энерго- и экологическая эффективность.
По первой теме ожидается разговор о статусе отношений должников и кредиторов — здесь у власти, как представляется Шохину, нет единой позиции: нужно обсудить и общие подходы, и конкретные инструменты, заложенные в меняющемся законодательстве о банкротстве. По второй теме предприниматели хотят предупредить: внедрение новых технологий должно стимулировать модернизацию, а не стать обузой бизнесу.
Федеральный чиновник конкретизирует: тема, с которой РСПП идет к президенту, — создание банка плохих (токсичных) активов. Правительство эту идею до сих пор отвергало как коррупционноемкую, но кризис развивается и подход еще может измениться, полагает собеседник «Ведомостей». РСПП хотел бы обсудить с президентом вопрос о плохих долгах, подтверждает человек из окружения одного из членов бюро РСПП: эта тема сейчас актуальна и для компаний, которые хотят нормально сотрудничать с банками, а те
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге Медведев признал, что самый серьезный вызов в финансовой сфере — расчистка балансов банков от плохих активов. Но концентрация таких активов в специальном плохом банке — не выход, говорил президент: «Мы будем применять другие инструменты для решения этой задачи, в том числе просто укреплять банки вложениями государственных средств в их капиталы». Шувалов заявил там же, что правительство считает создание банка плохих активов нецелесообразным, но готово к обсуждению: «Пусть попробуют нас убедить».
Член правления РСПП Олег Вьюгин знает, что в правительстве еще нет решения о банке плохих долгов: идет процесс взвешивания позиций. Когда стали выдавать субординированные кредиты, председатель правительства Владимир Путин отложил вопрос о банке плохих долгов на июль, говорит Вьюгин.
В предложениях РСПП к антикризисной программе правительства (есть у «Ведомостей») говорится о необходимости выбрать: или фонд плохих долгов, или неизбежная поддержка финансового сектора в конце года. Фонд сможет приобретать облигации (долги) по текущей рыночной стоимости и реструктурировать их. Роль государства — финансовое участии в фонде, а риски в большей степени лягут на частных инвесторов. «Благодаря этой схеме появляется возможность реструктуризации долговых обязательств и, таким образом, увеличения ликвидности их эмитентов, а задачу выкупа проблемной задолженности можно было бы возложить на Агентство по страхованию вкладов через создание его дочерней структуры», — советует РСПП. Член бюро РСПП Давид Якобашвили добавляет: «Надо понимать, что с этими активами делать. Банки ими управлять не умеют. Поэтому в процессе управления должны участвовать менеджеры из соответствующих отраслей».
Каждый банк делит активы на безнадежные, проблемные и здоровые, объясняет ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: безнадежные списываются, проблемные передаются на баланс управляющей компании «плохой банк». Банк остается со здоровыми активами, его рекапитализация может привести к возобновлению кредитования. Плохой банк работает с проблемными активами — в надежде, что после кризиса они принесут возврат существенной части средств. В Швеции плохие банки вернули около трети балансовой стоимости плохих активов.
«У нас нет никаких поручений по созданию банка плохих активов», — говорит чиновник Минфина: правительство негативно относится к этой идее, она снижает ответственность банков за свои действия. Сотрудник администрации президента считает, что у предложения РСПП туманные перспективы.
Государству придется создавать банк плохих активов, другого способа очистить балансы нет, считает аналитик Максим Осадчий.
Члены бюро РСПП
Александр Абрамов («Евраз»), Вагит Алекперов («Лукойл»), Григорий Березкин (ЕСН), Андрей Бокарев («Кузбассразрезуголь»), Рубен Варданян («Тройка диалог»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Герман Греф (Сбербанк), Владимир Евтушенков («Система»), Анатолий Карачинский (IBS), Андрей Мельниченко («Еврохим»), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Виктор Рашников (ММК), Захар Смушкин («Илим»), Анатолий Чубайс («Роснано»), Давид Якобашвили («Вимм-билль-данн»), Владимир Якунин (РЖД)
Наталия КОСТЕНКО