Российские международные резервы останутся в казначейских облигациях США, РФ не будет менять структуру суверенных фондов — такое заявление сделал глава Минфина РФ Алексей Кудрин на встрече министров финансов G7 в Италии. От обсуждения с главами профильных ведомств экономически развитых стран идеи создания новых резервных валют он отказался «как минимум на год».
13 июня по итогам двухдневной встречи министров финансов G7, прошедшей в южноитальянском городе Лечче, опубликовано заявление, в котором говорится, что в экономике стран G7 наметились «признаки стабилизации». Согласно документу, «признаки стабилизации» обнаружены на фондовых биржах, в учетных ставках, в сфере доверия предприятий и потребителей. Но при этом по-прежнему существуют экономические и финансовые риски, а ситуация по-прежнему является неопределенной. Никаких конкретных рекомендаций по преодолению выявленных рисков министры финансов G7 к июньскому, политическому саммиту «большой восьмерки» не дали. Итоговое коммюнике ограничивается общим предложением о создании масштабных методов регулирования финансовых систем и глобальном стандарте.
Россию на этой встрече министров финансов развитых стран представлял вице-премьер Алексей Кудрин. Его программа в Лечче не слишком отличалась от прошлых подобных встреч министров финансов, которые проходят дважды в год — максимум двусторонних встреч и минимум участия в общих заседаниях. Как сообщил заместитель главы департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев, Россия по-прежнему готова к полноправному участию в финансовой «восьмерке», но ждет политического решения остальных членов «клуба». Господин Бокарев не смог предположить, когда такое решение может быть принято. «Сложно сказать, поскольку от нас в данном случае мало, что зависит. Очевидно, что требуется политическое решение. Известно, что такие страны, как Германия, Италия поддерживают наше стремление полноценно участвовать, но есть ряд стран, которые пока не готовы согласиться с такой позицией»,— пояснил представитель Минфина. По его словам, пока на традиционных встречах финансовой «восьмерки» РФ не участвует во всех пунктах повестки дня и не принимает участие в подготовке проекта итогового коммюнике.
Тем не менее Алексей Кудрин итоговый документ поддержал. Но более важной для него оказалась двусторонняя встреча с министром финансов США Тимоти Гайтнером. На ней, по словам Алексея Кудрина, не обсуждался вопрос о продаже Россией казначейских облигаций США для покупки облигаций МВФ. Нет данных и об обсуждении превращения рубля в региональную резервную валюту. Однако после встречи с господином Гайтнером Алексей Кудрин подтвердил статус доллара как мировой резервной валюты — по его словам, в ближайшие годы мировая система существенно не изменится и доллар сохранит за собой статус средства сохранения резервов. «Сейчас о других резервных валютах говорить еще рано. Важно ставить вопросы обеспечения стабильности мировых валют, но говорить, чтобы мы ждали существенных изменений в ближайшие годы рано»,— сказал Алексей Кудрин.
Свою веру в доллар Алексей Кудрин подтвердил делом. «Мы не предполагаем существенно менять структуру резервов в ближайшее время»,— сообщил вице-премьер по итогам встречи с Тимоти Гайтнером. Он также уточнил, что «ближайшее время» означает «больше, чем год».
Также в Лечче господин Кудрин получил информацию из США личного характера. Накануне американский суд отозвал повестку о вызове Алексея Кудрина для дачи показаний в США «по делу Михаила Ходорковского». В конце апреля, когда господин Кудрин находился в Вашингтоне во главе российской делегации на сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка, ему была вручена судебная повестка. «В связи с этим, я думаю, все вопросы по этому поводу исчерпаны как ко мне, так и к другим чиновникам, которые приедут из России по официальным приглашениям»,— сообщил вице-премьер по итогам саммита министров финансов.
Петр НЕТРЕБА