Как и предполагал «Ъ», покупатели немецкого Opel, Сбербанк и канадская Magna, готовы пойти на альянс с АвтоВАЗом. Они могут создать единый центр производства легковых автомобилей в России, который и получит финансирование от госбанков. Но это чревато разрывом другого стратегического партнерства — АвтоВАЗа и французского автоконцерна Renault.
В понедельник вечером глава Сбербанка Герман Греф в эфире «Первого канала» заявил, что допускает альянс Magna и немецкого Opel с российским АвтоВАЗом (сейчас Сбербанк покупает контрольный пакет Opel вместе с Magna). По словам господина Грефа, вокруг АвтоВАЗа, Opel и Magna можно было бы создать крупный российский конгломерат по выпуску автомобилей с объемом производства 3—6 млн машин в год. На это уйдет примерно от трех до пяти лет, добавил глава Сбербанка. Он подчеркнул, что самостоятельно АвтоВАЗ «развиваться не способен» и что завод следует либо «отдать в управление Renault (концерн владеет 25% акций АвтоВАЗа.— «Ъ»), либо же создать его альянс с Opel и Magna». Решение о том, какой путь выбрать, будет «принято всеми нами в течение полугода», пообещал господин Греф. Мобильный телефон президента АвтоВАЗа Бориса Алешина вчера был отключен, а пресс-служба завода от комментариев отказалась. Представители концерна Renault и канадской Magna также не стали обсуждать слова Германа Грефа.
Своим заявлением Герман Греф фактически подтвердил информацию «Ъ» от 5 июня о том, что в России появилось два конкурирующих проекта по развитию легкового автопрома, которые необходимо объединить,— партнерство АвтоВАЗа с Renault и покупка Сбербанком и Magna контрольного пакета Opel. До сих пор с обновлением российского автопрома ассоциировался первый проект. Но когда Сбербанк выразил готовность купить Opel и перенести его технологии в Россию, премьер Владимир Путин назвал это «частью стратегии по развитию автопрома». В результате перед ВТБ, Газпромбанком и самим Сбербанком возник вопрос, кого кредитовать — проекты АвтоВАЗа и Renault стоимостью 80 млрд руб. или же новый альянс на базе Opel. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин уже называл сделку по покупке Opel «нецелесообразной».
Объединение проектов в этой ситуации «едва ли не единственное логичное решение», сказал вчера «Ъ» один из акционеров АвтоВАЗа. Двух центров развития легкового автопрома быть не может, соглашается федеральный чиновник. По словам участников рынка, под созданием конгломерата, о котором говорит Герман Греф, стоит понимать возможность «глобальной перестройки структуры российского автопрома». Если до сих пор частные владельцы автозаводов реализовывали самостоятельные программы развития, то теперь речь может идти о появлении некоего единого центра. Косвенно это уже подтверждал и сам господин Греф, когда говорил, что сборкой Opel может заняться как группа ГАЗ, так и ее конкурент ОАО «Соллерс», а также заводы ТагАЗ и «Автотор».
Сможет ли АвтоВАЗ сохранить партнерство с Renault в случае альянса с Magna и Opel, еще даже не обсуждалось, говорят источники «Ъ». Конфликта интересов можно избежать, если, например, наладить в России сборку Opel под российским брендом. Возможно, Renault будет интереснее стать совладельцем некоего конгломерата по выпуску автомобилей, а не отдельно взятого завода в России, допускает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Но Михаил Лямин из Банка Москвы отмечает, что может возникнуть «крупный конфликт, ведь модельный ряд Renault и Opel во многом схож, и как его разводить по разным сегментам, непонятно».
Дмитрий БЕЛИКОВ