Амбициозные планы лидеров Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) реформировать мировую финансовую систему не увенчались ничем, кроме скромного коммюнике по итогам первого саммита развивающейся «четверки», в очередной раз подтвердив существующие в блоке противоречия.
Лидеры четырех стран, собравшиеся в Екатеринбурге, не смогли согласовать проекты реформ международной финансовой системы. С другой стороны, мало кто возлагал на них подобные надежды.
В коммюнике саммита ничего не говорится о создании наднациональной резервной валюты, которая могла бы конкурировать с долларом США, хотя эту идею активно поддерживала Россия.
Вместо конкретных решений страны-участницы БРИК договорились о формировании единого фронта в переговорах с развитыми странами, отмечает Грегори Чин из Йоркского университета в Торонто.
«Цель состояла в подтверждении того, что интересы развивающихся стран находят отклик на встречах «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки», — сказал Чин.
Саммит «восьмерки» пройдет в Италии в июле этого года, а встреча лидеров «двадцатки» запланирована на более поздний срок в США.
Для укрепления позиций странам БРИК необходимо выработать детальную повестку дня, которая не ограничивалась бы лишь претензией на усиления веса «четверки» в мире.
Однако существующие разногласия между членами блока снижают шансы согласования их усилий.
Китай, наиболее влиятельное государство в БРИК, не отреагировал на инициативу России и Бразилии о мерах по ослаблению влияния американской валюты на глобальную финансовую систему. КНР, обладающая валютными резервами в размере около $2 триллионов, настороженно относится к попыткам уменьшить роль доллара в мире и, соответственно, стоимость своих валютных ресурсов.
Китайский президент Ху Цзиньтао высказался в общих фразах о негативных последствиях мирового финансового кризиса, не затронув вопрос об альтернативной резервной валюте.
«Способствовать диверсификации международной валютной системы поступательными методами и поддерживать относительную стабильность обменных курсов ключевых резервных валют», — процитировало государственное агентство Синьхуа текст выступления президента КНР на саммите.
Разногласия между Китаем и Россией касаются как формы, так и содержания, убежден эксперт по российско-китайским отношениям Чжао Хуашен.
«Россия предпочитает занимать жесткую и настойчивую позицию на подобных мероприятиях. Это является частью внешней политики (России) уже долгое время. Китай же придерживается более сдержанной позиции… Различия в манере поведения также отражают расхождение стратегических интересов», — сказал Чжао.
«У Пекина гораздо больше причин для сдержанности в вопросе о международных реформах. На мой взгляд, будет осмотрительнее сказать, что Китай в качестве осторожного реформатора отвечает интересам каждого», — добавил Чин.
Потенциальные российско-китайские противоречия стали очевидны и в разных подходах к региону Центральной Азии, которая является основным поставщиком энергоносителей и металлов в Европу и Азию.
КНР предложила странам-членам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) кредитную поддержку в размере $10 миллиардов для преодоления последствий мирового финансового кризиса, вторгаясь в традиционную сферу влияния России.
«Это увеличивает ставку, которую должна предложить Россия. В то время, как Китай и Россия хотят держать США и Европу на удалении от этого региона, Москва не желает быть вытесненной из региона своим восточным соседом», — сказал старший аналитик из брокерской компании УралСиб Крис Уифер.
Между тем, страны БРИК условились о следующей встрече в Бразилии в 2010 году.
«Сотрудничество в четверке БРИК все еще ограничивается символизмом. Во многих отношениях степень их взаимной близости существенно ниже, чем их связи с Западом… Запад может легко использовать конфликты между этими силами для ослабления их международного сотрудничества, которое находится сейчас в зачаточном состоянии», — полагает Пан Чжунин, эксперт в области международных отношений в университете Жэньминь в Пекине.
Крис БАКЛИ