Выдавая кредиты, Внешэкономбанк (ВЭБ) требует в залог только российские активы (и актив, и его владелец зарегистрированы в российской юрисдикции), рассказал источник, близкий к наблюдательному совету ВЭБа. Это условие выдвинули представители правительства в совете, уточнил источник, близкий к ВЭБу (представитель ВЭБа от комментариев воздержался).
Такое требование было и раньше, говорит один из заемщиков. Но в начале кризиса его применение пришлось отложить, знает чиновник правительства: «Перерегистрация актива требует времени, а кредиты ВЭБа были нужны срочно, чтобы активы не ушли [западным кредиторам по margin calls]».
Предложение брать в залог российские активы можно только поддержать, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Сейчас компании часто увлекаются сложными офшорными схемами, эту практику нужно по крайней мере
Совет 1 июня решил, что банк будет пролонгировать выданные на рефинансирование кредиты только «при безусловном выполнении обязательств, которые заемщики брали на себя по оригинальным кредитам и <…> формату обслуживания долга», говорил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.
«Нам даны полномочия на дальнейшую работу, и мы будем индивидуально подходить к каждому заемщику, но на системных принципах», — объясняет сотрудник ВЭБа, подтвердив, что нескольким компаниям уже выдвинуты требования о переоформлении юрисдикции залога. «Ничего удивительного, — говорит чиновник аппарата правительства, — российский Банк развития должен кредитовать российские компании и брать российские залоги».
Забирать залог проще, если актив зарегистрирован в России, говорит источник, близкий к наблюдательному совету: «Разные офшоры, разные порядки — зачем нам неожиданности?»
Перевод споров в российские суды даст серьезный выигрыш в скорости и судебных издержках, говорит партнер Baker & McKenzie Владимир Хвалей. Лондонский международный арбитраж, часто выбираемый площадкой для разрешения споров, будет разбирать дело 1,5—2 года, рассуждает Хвалей, а у нас две инстанции пройдут в среднем за полгода. Судебная система на Кипре или Британских Виргинских островах может быть еще медлительнее, говорит партнер Deloitte Владимир Гидирим.
ВЭБ как агент государства в российских судах может рассчитывать на благосклонное отношение, добавляет он.
Преимущество физического размещения залога в России — надежный контроль за движением акций, считает партнер компании «Центр ЮСБ» Александр Захаров.
Только ради переноса споров в отечественные суды не нужно заставлять компании физически переносить залоги в Россию, отмечает партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков: достаточно перезаключить соглашения, прописав местом разрешения споров, например, Арбитражный суд Москвы. Смена юрисдикции, учитывая необходимость согласования сделки с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), займет до трех месяцев, добавляет Рачков.
ВЭБ уже потребовал от «Альфа-групп» и «Русала» переоформить залоги, говорит источник, близкий к ВЭБу.
«Альфа групп» осенью 2008 г. рефинансировала в ВЭБе кредит Deutsche Bank на $2 млрд ($500 млн погашено) через гибралтарскую компанию Eco Telecom, заложив 44% «Вымпелкома». Менеджер «Альфы» слышал о планах перевода акций «Вымпелкома» на российскую компанию по требованию ВЭБа, но подробностей не раскрыл. Старший вице-президент Altimo Кирилл Бабаев ситуацию не комментирует.
Главный заемщик ВЭБа, UC Rusal, — с острова Джерси. По ее кредиту в $4,5 млрд заложены 25% плюс 1 акция «Норникеля» и по 25% акций «Русал-Краза» и «Русал-Браза». Долей в «Норникеле» UC Rusal владеет через кипрскую Gershvin Investments Corp. Переоформление доли в «Норникеле» на российскую компанию было требованием ВЭБа при выдаче кредита в 2008 г., рассказывает источник, близкий к UC Rusal. Два источника, близких к ее акционерам, говорят, что процесс переоформления акций «Норникеля» на российскую компанию уже идет. Представитель UC Rusal лишь заметил, что компания выполняет все требования ВЭБа.
Подала заявку на пролонгацию кредита и группа ПИК, говорит ее представитель, проблем с переводом залога у нее нет. Залог (25% акций) оформлен на российскую компанию, сказал источник, близкий к группе.
Evraz Group заняла у ВЭБа $1,8 млрд. В залоге по этому кредиту 100% акций Evraz Inc. NA Canada (канадские активы Ipsco) и крупнейший комбинат группы — ЗСМК. Оба актива Evraz Group контролирует через кипрскую «дочку», да и сама зарегистрирована в Люксембурге. Представители компании от комментариев отказались. Сотрудник ВЭБа не слышал о переводе залогов Evraz Group в российскую юрисдикцию.
Иногда ВЭБ требует перевода в Россию не только залогов, но и самих компаний-заемщиков. Две недели назад ФАС удовлетворила ходатайство ООО «Спорт инвест» о приобретении 100% долей ООО «Роза хутор» у Edgar Eclipse и Fitch Services с Британских Виргинских островов. Эта сделка проведена в том числе по пожеланию ВЭБа, владельцы компании не меняются, говорит источник, близкий к «Интерросу». Госкорпорация и «Роза хутор» заключили соглашение о кредитной линии на 3,15 млрд руб. на 15 лет. Это первый транш в рамках одобренного ВЭБом лимита финансирования на 21 млрд руб. инвестпроекта «Роза хутор». Представитель ВЭБа отказался от комментариев.
Не только гиганты
Принадлежащий ВЭБу Российский банк развития начал прием заявок на участие в госпрограмме финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Банки-партнеры могут рефинансировать портфели кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ