Биржи рухнули, рубль и нефть дешевеют. Неужели о росте, который продолжался последние 4 месяца на фондовом, валютном и сырьевом рынках, придется забыть? Надутый на ровном месте пузырь лопнул или это коррекция? С одной стороны, нефть еще достаточно дорогая, что дает основания верить в возвращение на круги роста. С другой — ситуация в реальной экономике никакого оптимизма не вызывает. Как вчера заявил замглавы Министерства экономического развития Андрей Клепач, в январе — мае ВВП упал на 10,2%, объем инвестиций — на 17,7%. Дна падения мы тоже еще не достигли — в мае ВВП снизился на 0,5%. Если дела в экономике осенью не пойдут на поправку, то вчерашнее падение покажется брызгами шампанского — новой волны кризиса тогда не миновать.
Сейчас еще цветочки
Лихорадить рынки начало еще в понедельник. В итоге за два дня индекс РТС опустился на 7,8%, ММВБ — на 9%. Цены на нефть тоже дрейфовали вниз — топливо потеряло примерно 5% стоимости. При этом российские биржи потихонечку начали снижаться еще в начале июня. И таким образом, акции потеряли за это время примерно пятую часть своего феноменального прироста в 100—200%, достигнутого за четыре месяца.
Так, может быть, это начал сдуваться пузырь, надутый вброшенными в мировую экономику почти дармовыми деньгами? Ведь многие экономисты и в России, и за рубежом предупреждали о просто-таки гигантском разрыве между бедственным состоянием реальной экономики и настоящим бумом на рынке акций и нефти.
Эйфория на финансовых рынках происходила на фоне падения ВВП, роста безработицы, надвигающейся угрозы долгового кризиса и инфляционного риска вследствие госрасходов. Никакого существенного улучшения в экономике нет, что вчера и подтвердили данные Минэкономразвития. При этом биржевые спекулянты получают сверхдоходы. Причем как на росте, так и на падении рынков, отмечает директор Центра макроэкономических исследований аудиторской компании «БДО Юникон» Елена Матросова.
— Это порочная практика, когда торговать финансовыми инструментами получается гораздо выгоднее, чем растить пшеницу, — уверена она.
Как раз в понедельник Всемирный банк понизил свою оценку падения мировой экономики («Известия» писали об этом 23.06.2009) — вместо прежних 1,7% она может сократиться в этом году почти на 3%. Для России прогноз снижен еще больше — с минус 4,5% до минус 7,5%. Рост ВВП возобновится только в 2010 году, говорят специалисты банка. Выходит, что все последние месяцы акции и нефть дорожали авансом, с прицелом на еще только возможный выход из кризиса. Неужели теперь все опять рухнет к уровням полугодовой давности?
Ягодки соберем по осени
Текущее падение уже не будет таким оглушительным, как осенью 2008 года. Цены могут упасть на 30%, а потом какое-то время «стоять на месте», полагает управляющий директор инвесткомпании «Арбат Капитал» Александр Орлов.
— В общем-то на рынке нет никакого пузыря. Есть только переоценка неоправданно дешевых активов исходя из будущего восстановления экономики, — объясняет Орлов.
Если рост ВВП в мире действительно начнется хотя бы осенью, ничего страшного рынки акций и нефти не ожидает. Потому что в этом случае уже к концу года вырастет потребительский спрос, а вместе с ним и потребность в нефти и прибыли компаний. Но если падение или застой в экономике продлится немного дольше, расчет на будущее рынкам может и не помочь.
— Если США прекратят накачивать экономику деньгами слишком рано, то рост может и не начаться. Если слишком поздно, то взрыв долларовой инфляции задавит рост, — говорит Александр Орлов.
Казалось бы, наша страна, чьи доходы в основном зависят от сырьевых цен, должна быть заинтересована в дорогой нефти. Но если ее стоимость начнет расти слишком резво, то это тоже может негативно отразиться на экономическом состоянии. Почему?
— Если стоимость нефти подойдет к $100 за баррель до конца года, это станет шоком для мировой экономики и замедлит восстановление, — считает известный американский экономист Нуриэль Рубини.
Тогда прибыли предприятий упадут еще больше, и многие фирмы не смогут платить по ранее взятым кредитам.
— Сейчас прослеживается заинтересованность властей и финансистов во всем мире в возобновлении роста. Обвал не нужен никому, поэтому любыми способами рынки будут удерживать, — считает Елена Матросова.
Есть и еще один росток надежды. Как рассказал вчера Клепач, в мае по сравнению с апрелем промпроизводство выросло на 0,5%. Хотя если считать с начала года, за пять месяцев оно упало на 17,1%. Но, как говорится, главное — чтобы процесс пошел.
Павел АРАБОВ