Рекордные объемы размещения облигаций не оживили рынок слияний и поглощений — компании копят деньги, а спросом пользуются лишь банкроты.
Нефинансовые компании в январе — июне разместили облигации на сумму $887 млрд, или на 64% больше прошлогодних $540,3 млрд (данные Dealogic). Но тратить эти деньги на приобретения они не торопились. За январь — июнь компании объявили о сделках на $1,1 трлн — это самый низкий показатель с первой половины 2004 г.
Оживление рынков капитала главным образом вызвано деятельностью американских банков, которым предстояло привлечь средства, чтобы расплатиться с казной. Во II квартале банки и финансовые компании разместили 92 выпуска долговых инструментов на рекордные $89 млрд. «Активность на рынках капитала остается сильной, — говорит руководитель отдела британского инвестбанкинга в Credit Suisse Себастиан Григг. — Рынок слияний и поглощений медленно восстанавливается, мы еще увидим и медвежью хватку, и предложения акций». Но единственный сектор не смог переломить общую тенденцию рынка. 1738 эмиссий на $330 млрд, размещенных за январь — июнь, — это худший результат с 2005 г. по объему сделок, а по числу — с 2003 г.
Комиссионные, заработанные банками за обслуживание сделок, составили $4,9 млрд по сравнению с $11,4 млрд годом ранее. На глобальном, европейском и азиатском рынках лидировал Goldman Sachs, на рынке США — Morgan Stanley.
Рынок слияний и поглощений на докризисный уровень выйдет не ранее чем через 1,5—2 года, полагает руководитель отдела европейских слияний и поглощений Morgan Stanley Дитер Туровски. «Мы уже достигли дна, но восстановление будет медленным и хрупким», — утверждает он. По словам Туровски, «невероятно открытый» долговой рынок и рынок капитала — хороший знак. Это значит, что компании с инвестиционным рейтингом имеют возможность финансировать сделки и даже реанимировать некоторые из тех, которые были отложены
Надежды на оживление рынка слияний и поглощений банкиры связывают с полугодовой финансовой отчетностью. «Люди, которые управляют бизнесом, до сих пор опасаются за состояние всей экономики, а активность [на рынке слияний и поглощений] зависит от уверенности гендиректоров», — говорит руководитель отдела слияний и поглощений по Америке Deutsche Bank Брюс Эванс. «Мы видим диалоги за кулисами, поскольку высокая волатильность уже осталась позади, кредиты стали доступнее, а условия по ним лучше, — отмечает он. — Мы определенно видим зеленые побеги, вопрос в том, когда придет время собирать урожай».
Пока урожай собирают те, кто покупает банкротов и компании, испытывающие финансовые трудности. В январе — июне объем сделок достиг $160,6 млрд — этот результат уступает только второму полугодию 2008 г. По данным Dealogic, в США поглощение банкротов с начала года достигло рекордного уровня — 107 сделок на $59,2 млрд. Правда, в это число входит конвертация акций автоконцернов и банков, получивших госпомощь. Но даже без учета $25 млрд, конвертированных в обыкновенные акции Citigroup, объем и число подобных сделок втрое выше, чем в 2003 г., когда массово банкротились телекомы.
Оживает долговой рынок и в России — в первом полугодии на ММВБ разместили облигации 22 эмитента на 157,6 млрд руб.
Лина САЙГОЛ, Джули МАКИНТОШ