Борьба страха и жадности — основных чувств инвестора — в кризис обостряется. Страх подталкивает к вложениям в инструменты с фиксированной доходностью вроде застрахованных государством банковских депозитов, а жадность порождает желание скупать кажущиеся дешевыми акции российских компаний.
Заработать на росте рынка, сохранив капитал на падении, позволяют так называемые структурированные продукты. В основе этих инструментов лежат облигации или депозиты, а рисковая часть — инструменты срочного рынка, например опционы. Основная часть средств инвестора вкладывается в облигации. За счет процентов гарантируется возврат инвестированной суммы. На оставшуюся часть покупаются опционы, приносящие выигрыш в случае роста индекса фондового рынка или другого актива.
Структурированные продукты, как и прочие сложные финансовые инструменты, придумали банкиры с Wall Street в 1990-х годах. Сегодня их авторов, устроивших мировой экономический кризис, ругают все кому не лень. Однако именно в кризис структурированные продукты могут быть особенно интересны — инвесторы заботятся о защите своего капитала.
По данным Arete Consulting, независимой консалтинговой компании, специализирующейся на структурированных продуктах, в 2008 году в мире было выпущено 226 000 таких инструментов на общую сумму $460 млрд. Большая часть этой суммы (57%) пришлась на продукты со стопроцентной защитой капитала. За четыре месяца этого года общие объемы продаж составили $137 млрд, а доля инструментов с полной защитой вложенных средств выросла до 68%.
Самыми активными продавцами этих инструментов в 2008 году были Commerzbank, Deutsche Bank, UBS. «Дочки» западных банков продают структурированные продукты и в России. Наиболее активны подразделения по управлению крупным частным капиталом Societe Generale, Deutsche Bank, UBS, Citibank, HSBC, Credit Suisse. Банки продают ноты в розницу, а могут сделать на заказ, если сумма инвестиций составляет несколько миллионов долларов.
Структурированные продукты чаще всего основаны на индексах или акциях крупных компаний. В 2008 году самыми популярными базовыми активами были индекс DJ Eurostoxx50 и ставка Euribor. Есть и ноты, создаваемые под определенные идеи. Одна из популярных сегодня идей — рост цен на товары и сырье
Citibank, например, предлагает в качестве базового актива собственный товарно-сырьевой индекс Citi Comet, в основе которого — фьючерсы на кукурузу, пшеницу, алюминий, медь, нефть и золото. Инвестор покупает четырехлетнюю ноту (минимальная сумма инвестиций — €20 000), со стопроцентной защитой капитала. Доходность по этой ценной бумаге привязана к индексу. Если идея реализуется, инвестор получит часть дохода от прироста индекса. Это так называемый фактор участия в росте стоимости базового актива. У Citi доход инвестора составляет 80—90% от прироста индекса.
Структурированные продукты — хороший способ управлять рисками финансовых рынков. Единственный риск, которого избежать не удастся, -банкротство самого банка, выпустившего ноты. Как показала история Lehman Brothers, оставившего обязательства на несколько миллиардов долларов, это вполне возможно.
Павел МИЛЕДИН, Елена БЕРЕЗАНСКАЯ