Герман Стерлигов, известный своими прогнозами о том, что через
Предложения ввести альтернативные варианты денег стали с начала финансового кризиса заметной тенденцией
Стерлигов, в отличие от российских чиновников, решил не экспериментировать с металлами, а вернуться, по его собственному выражению, к «золотому стандарту». Одна такая тройская унция стоит около 1000 долларов вместе со стоимостью изготовления монеты, рассказал он в интервью BFM.ru. Небольшие партии монет сейчас чеканятся в российской Костроме, значительные партии будут выпускаться в странах с более лояльным законодательством — в Колумбии и Англии. По крайней мере, уже объявлен тендер, в котором будет определено, кто именно станет чеканить монеты для системы ASCENT.
При этом только лондонский пул золота, с которым все соинвесторы входят в проект, на сегодняшний день составляет, по словам Стерлигова, 7 млрд фунтов стерлингов, то есть почти 12 млрд долларов (или около 375 тонн золота). «Но это только Лондон и только средства для отсутствия кассовых разрывов, так что, я думаю, это будут значительные транзакции», — высказал надежду предприниматель.
Для справки: по состоянию на 01.06.2009 в международных резервах Российской Федерации хранится золота на 16,889 млрд долларов. Все это золото — в виде монет и слитков — будет в храниться в специальных хранилищах одной из швейцарских фирм, которая специализируется на такой деятельностив разных странах мира.
Новая единица должна сопутствовать международной экспансии системы Стерлигова. «Прежде всего, это делается для международных расчетов, которые будут происходить без транспортировки золота, поэтому нам безразлично, например, повышает Китай импортные пошлины или понижает. У нас золото не перемещается, а происходит взаимозачет, и продавец в Англии получает золото из нашего хранилища в Лондоне в счет того золота, которое поступило, например, в Гонконге, — рассказал Герман Стерлигов BFM.ru. — Это практика не новая, еще 500 лет назад это делалось тамплиерами, но для узкого круга лиц. А у нас практика универсальная, основанная на технологиях 21 века. Всем сейчас понятно, что бумажный эксперимент, который длится тридцать лет без привязки к золоту, закончился. Сейчас деньги бессмысленны. Нужно вводить золотой стандарт».
Появление «денег», привязанных к наполнению в виде ценности драгоценного металла, говорит о том, что не хватает традиционных денежных средств, и о том, что к обычным деньгам нет доверия, отмечает партнер компании «Финстарт» Андрей Паранич: «В девяностые годы такую функцию выполняли векселя на российских предприятиях: они проходили всю цепочку не платежей, и все расчеты осуществлялись, несмотря на то, что ни у кого не было денег. Его наполнением была ответственность предприятия».
Локальные опыты использования альтернативных «денег» в современной ситуации есть, в частности, «в нескольких мелких городах Германии, в Венесуэле, но это никогда не становится общепризнанной практикой». Государство имеет привилегию регулировать денежный оборот, и серьезной практикой начинания, подобные инициативам Германа Стерлигова, не станут, полагает экономист из «Финстарта».
Герман Стерлигов, в свою очередь, считает, что его золотые монеты к деньгам никакого отношения не имеют: «Мы это делаем не в режиме введения новых денег, так как на это мы не имеем никакого права. Это происходит в режиме введения внутренней расчетной единицы, золотой тройской унции. Это как в казино: вы приходите, покупаете чипы и играете. Так же и с нами: вы приходите, покупаете золотые жетоны и рассчитываетесь ими внутри сети по разным странам мира»
Юристы относятся к введению золотой унции Стерлигова более настороженно. «В России введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах России, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежных суррогаты. Однако каждый вправе владеть и распоряжаться золотыми изделиями, официально не имеющими платежной силы. Граждане также вправе владеть законно приобретенным ломом золота и других драгоценных металлов», — заявил BFM.ru Дмитрий Липатов, юрист группы «Налоговик».
Вероятно, в силу такого жесткого законодательного регулирования в России, центром нововведенной «золотой» системы стал Лондон. «В разных странах — разное законодательство по операциям с золотом. Например, в Англии, где у нас центр этой «золотой» деятельности», очень хорошее законодательство. Великобритания привлекает на свою территорию драгметаллы, и здесь есть освобождение от налогов, нет рядов чиновников. Но есть страны, где это затруднено — Китай, Россия. Я думаю, кризис подтолкнет к тому, чтобы снимать такие ограничения», — надеется Стерлигов.
Наталья ИЩЕНКО