Правительство слишком долго готовило антикризисные меры и в этом году они уже не смогут замедлить спад экономики, признал замминистра экономического развития Андрей Клепач.
По итогам года спад ВВП составит около 8,5%, заявил Клепач. Рецессия могла бы быть не столь глубокой, уверен он, «хотя бы до 6%», если бы не опоздала господдержка.
«Мы потеряли время — полгода или даже больше», — констатировал Клепач (цитата по «РИА Новости»): антикризисный бюджет 2009 г. был принят в конце апреля, финансирование только началось, и большая часть антикризисных мер начнет действовать в III квартале. Антикризисную программу бюджетной поддержки экономики в 2,5 трлн руб. премьер подписал в июне.
Антикризисные меры правительства могли уменьшить спад ВВП на 2,2—2,5 процентных пункта — так оценило вклад госпомощи в динамику экономики Минэкономразвития, формируя социально-экономический прогноз на кризисный 2009 год. Выходит, Клепач признал, что в этом году господдержка не принесет эффекта.
В I квартале, по данным Росстата, госрасходы затормозили спад экономики лишь на 0,2 п. п. до 9,8%. За январь — май спад достиг 10,2% и пока изменений к лучшему Минэкономразвития не заметило, говорил недавно Клепач: инвестиции сокращаются, расшивки кредитов не произошло.
При этом экономика все больше зависит от государства: в структуре инвестиций в основной капитал доля госвложений, по словам Клепача, составляет 40% — вдвое больше, чем в прошлом году. В целом долю государства в экономике Клепач оценил в 45—50%.
Расходы стали поступать слишком поздно, согласен помощник президента Аркадий Дворкович. «Но альтернативных оценок [влияния задержки финансирования на ВВП] у меня нет», — говорит он.
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков в ответ на просьбу прокомментировать заявление Клепача вспомнил пословицу, что все крепки задним умом. «
Правительство в кризис реагировало адекватно, считает менеджер ВЭБа: «Деньги в экономику поступали с беспрецедентной быстротой», иначе крупных корпоративных дефолтов, как в США, было бы не избежать, уверен он.
«Никто не обещал, что дождь из бюджетных средств польется рекой, — говорит сотрудник аппарата правительства. — Меры поддержки должны быть проработаны, а на это требуется время».
Проработано было не все. Например, готовившийся несколько месяцев механизм предоставления госгарантий по кредитам системообразующим предприятиям оказался непригодным и его пришлось менять. Пока госгарантии никому не выданы. Железнодорожное машиностроение работало бы в первом полугодии эффективнее, если бы шло инвестирование инфраструктурных проектов, говорит представитель «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков: заказы от РЖД уменьшились на 30%, а были бы деньги, объем заказов мог бы остаться на уровне 2008 г.
Минэкономразвития так часто меняет прогнозы, что лучше не заниматься упреками, негодует высокопоставленный чиновник правительства: «В ноябре обещало рост в 3%, в декабре — падение на 0,2%, в марте — на 2,2%, на 6—8% — в июне и 8,5% — в июле. И это не предел. Бюджет ни при чем». Есть более фундаментальные факторы влияния на экономику: «Сжатие спроса, экспорт, курс рубля, ухудшение ресурсной базы банков и уменьшение кредитов, перегрев в ряде отраслей до кризиса (что даст еще большее падение), большие запасы», — перечисляет чиновник.
Переход экономики от роста к спаду оказался слишком стремительным: в апреле Клепач признался, что до конца осени верил, что влияние мирового кризиса на Россию не будет столь сильным. В декабре он первым из чиновников произнес: «У нас рецессия».
Клепач констатировал очевидное, не удивлен главный экономист «Траста» Евгений Надоршин. Власти оказались не способны выполнить собственную антикризисную программу в объеме, который сами же утвердили, говорит он: «Никто, кроме них самих, не мешал принять антикризисный бюджет быстрее».
С самого начала было понятно, что восстановление экономики будет связано с расходованием средств, накопленных за годы роста, с возобновлением кредитования — его предприятиям должны были заменить бюджетные средства, соглашается с Клепачем экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева: «Но деньги в запланированном объеме тратить не стали». Такую серьезную и долгую рецессию можно было бы предотвратить, если бы у России были крепкие институциональные механизмы, добавляет Цепляева: «Но высокие цены на нефть скрывали много проблем».
Спад экономики на 8—9% был очевиден давно, бюджетные траты вряд ли могли кардинально эту динамику изменить, говорит гендиректор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова (такой спад Центр развития прогнозировал в апреле, сейчас его прогноз — 10,7%). Но бюджет сейчас почти единственный инструмент антикризисного влияния на экономику, добавляет она. И это влияние зависит не только от объема расходов, но и от скоординированности действий чиновников, считает Акиндинова: «Ручное управление может нивелировать любой положительный эффект».
Как тратит бюджет
3,2 трлн руб. составили расходы бюджета в январе — мае. Это 32,2% от годового плана и 22,1% ВВП за пять месяцев. За январь — май 2008 г. было потрачено 2,4 трлн руб. — 32,9% годового плана, или 15,8% ВВП.
Дарья КУВШИНОВА, Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Алена ЧЕЧЕЛЬ, Глеб СТОЛЯРОВ