Вчера заместитель министра иностранных дел Китая Хе Яфей дал понять, что КНР не намерена поднимать вопрос о новой резервной валюте взамен доллара на предстоящем на будущей неделе саммите «большой восьмерки» в Италии. Большинство экспертов уверено, что китайские власти не захотели лоббировать эту идею, опасаясь ослабить доллар, а значит, и резервы КНР, значительная часть которых вложена в гособлигации США. Впрочем, чиновник заявил о намерении Поднебесной диверсифицировать резервы в будущем.
Хе Яфей сказал, что он не в курсе сообщений о планах КНР инициировать международные дебаты о создании новой мировой резервной валюты на саммите «большой восьмерки». «Я ничего не слышал о том, что Китай этого требовал», — заверил замминистра. По его словам, Китай надеется, что доллар сохранит стабильные позиции. На фоне сообщений из Пекина доллар начал укрепляться на международном рынке Forex.
О необходимости создания новой резервной мировой валюты говорили раньше также Россия и Казахстан. Источник в российском Министерстве финансов сказал вчера агентству Reuters, что в Москве не получали официальных предложений от Китая относительно международной резервной валюты. «На уровне Министерства финансов, на уровне дипломатов и заместителей министра мы не получали подобной информации. Мы также не слышали ничего подобного от наших коллег из Министерства иностранных дел», — заверил представитель Минфина.
Ранее западные СМИ со ссылкой на неофициальные источники сообщали о том, что Пекин намерен инициировать рассмотрение вопроса о новой мировой резервной валюте. Как отмечает Reuters, Китай изложил свою позицию в ходе подготовки повестки дня «группы 14», которая включает в себя «большую восьмерку», «группу пяти» (Бразилия, Индия, Китай, Мексика и ЮАР), а также Египет. Кроме того, Китай якобы добивается упоминания новой мировой резервной валюты в заключительном документе саммита «большой восьмерки».
Китайские официальные лица давно высказывали опасения в связи с тем, что американская денежная политика, направленная на стимулирование рынков, может привести к росту инфляции и обесценить доллар. Это, в свою очередь, принесет большие убытки Китаю, который вложил значительные средства в американские гособлигации. В марте Китай увеличил свои инвестиции в госбумаги США на 23,7 млрд долл., до 768 млрд долл. Общий объем международных резервов Китая составляет 1,953 трлн долларов.
В марте Китай присоединился к числу сторонников создания новой глобальной валюты. Глава китайского центробанка Чжоу Сяочуань заявил, что альтернативную валюту мог бы выпускать Международный валютный фонд, являющийся эмитентом специальных прав заимствования (SDR).
Однако в последнее время китайцы стали опасаться, что их заявления могут негативно повлиять на доллар и облигации США. В мае глава ведомства, управляющего международными резервами КНР, Гуан Тао сказал, что доллар сохранит международную доминирующую роль. Он смягчил заявление Чжоу Сяочуаня. «Создание наднациональной валюты потребует поддержки США, которые не в восторге от этой идеи, — отметил Гуан Тао. — Кроме того, институциональное обеспечение данного инструмента не гарантирует, что он будет более надежным, чем доллар». По его мнению, финансовый кризис нанес тяжелый удар по престижу доллара и мировому валютному рынку в целом, в связи с этим инвесторы диверсифицируют размещение активов. Однако диверсификация принесет риски, связанные с курсовыми колебаниями других валют. Большое количество валют в корзине резервов — это не всегда лучший вариант, подчеркнул китайский чиновник.
«Мы надеемся, что международная валютная система будет подвергнута диверсификации в будущем, и думаем, что мировое сообщество разделяет это желание», — заявил вчера Хе Яфей. «Мы увидим большую диверсификацию, однако я не думаю, что это произойдет быстро, ведь есть риск подпилить сук, на котором сидишь», — считает глава валютного отдела банка Calyon Митул Котеша.
Николай КОЧЕЛЯГИН