В последнее время вопрос о будущем доллара вызывает ожесточенные споры ведущих экономистов и аналитиков. Развивающиеся страны уже неоднократно заявляли о несовершенстве мировой валютной системы, в которой доминируют одна-две валюты, и даже призывали создать новую, наднациональную резервную валюту, передает Reuters.
Тем не менее, большинство участников рынка признают, что в ближайшие годы ситуация не изменится, а введение наднациональной валюты — перспектива отдаленного будущего. Хотя, конечно, рано или поздно появление новой резервной валюты неизбежно, и, скорее всего, этой валютой станет китайский юань.
«Никто не сомневается, что лет через 5—10 китайский юань начнет играть огромную роль, а через 10—20 лет он даже может стать одной из резервных валют. Однако вытеснить доллар ему пока не по силам: для этого потребуется на одно десятилетие и стечение определенных обстоятельств», — отмечает редактор авторитетного журнала China Economic Quarterly Артур Кребер.
При этом эксперт подчеркивает, что существует огромная разница между продвижением юаня в качестве валюты для международных расчетов и использованием юаня в качестве мировой резервной валюты. Для того чтобы китайская валюта стала резервной, необходимо полностью изменить структуру финансовых рынков КНР. Прежде всего, иностранцы должны получить возможность вкладывать капитал в акции, облигации и банковские депозиты Поднебесной.
Также власти Китая должны сделать все, чтобы их финансовые рынки стали прозрачными и пользовались доверием инвесторов. «Но даже если отбросить технические трудности, существует еще одна проблема: китайским властям придется отказаться от идеи доминирования государства на кредитных рынках. А это не так просто», — заключил А. Кребер.
Похожей точки зрения придерживаются и другие эксперты. Например, аналитик Pacific Forum CSIS Брендан Келли соглашается, что для придания юаню статуса резервной валюты китайским властям придется кардинальным образом поменять финансовую систему. «Инвесторы также потребуют видоизменить законодательство. Однако это противоречит коммунистической идеологии китайского правительства», — полагает он.
Более того, эксперт отмечает, что пока фондовые рынки КНР нельзя назвать ликвидными и прозрачными. «Конечно, китайские рынки продолжат развиваться и через несколько лет будут полностью соответствовать требованиям инвесторов. Возможно, это станет одним из шагов на пути становления юаня в качестве мировой резервной валюты», — полагает Б. Келли.
В свою очередь профессор Cornell University Эсвар Прасад считает, что рано или поздно юань все же станет мировой резервной валютой, а поможет ему в этом размер китайской экономики. «Думаю, в конечном итоге юань может стать мировой валютой. Вопрос заключается в том, нужно ли это китайским властям», — отметил эксперт. При этом он подчеркивает, что в случае такого развития событий Пекину «придется смириться с высокой волатильностью своей национальной валюты».
Напомним, что вопрос о создании новой резервной валюты был поднят минувшей весной. Вначале с призывом создать новую наднациональную резервную валюту выступила Россия. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко сообщил, что «новая финансовая архитектура должна опираться на множество резервных валют и международных финансовых центров». Подхватил эту идею и Китай. Глава Народного банка КНР Чжоу Сяочуань заявил, что для обеспечения финансовой стабильности в мире необходимо создать новую резервную валюту. В качестве таковой ЦБ КНР предложил использовать SDR (special drawing rights — расчетные денежные единицы в рамках МВФ).
В свою очередь президент США Барак Обама, глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке и министр финансов США Тимоти Гейтнер буквально в один голос заявляют, что позиции доллара «очень сильны» и необходимости в новой единой мировой валюте нет. «Доллар очень силен, потому что инвесторы считают США страной с самой сильной экономикой и самой стабильной политической системой в мире. Я не вижу необходимости в новой мировой валюте», — не раз подчеркивал глава американского государства.
В итоге несколько недель спустя Пекин и Москва признали, что создание новой резервной валюты — дело не одного дня, и пока речи о появлении наднациональной валюты идти не может. Более того, в минувшие выходные высокопоставленный китайский дипломат, заместитель министра иностранных дел Китая Хэ Яфэй, выступил за стабильность американского доллара. Дипломат выразил мнение, согласно которому в предстоящие годы доллар по-прежнему останется важнейшей международной резервной валютой. Комментируя идею будущей наднациональной валюты, он указал, что ее создание является «предметом обсуждения в академических кругах» и «не входит в официальную позицию китайского правительства».