Банкротства банков и их санация во время кризиса существенно пополнили черный список банкиров, составляемый Банком России,— в последнее время в него попали данные о 580 топ-менеджерах. Регулятор грозит опальным банкирам запретом на право занимать руководящие должности в здоровых банках в течение пяти лет. Впрочем, по словам хедхантеров, на практике экс-руководители проблемных банков успешно трудоустраиваются.
Как сообщил вчера директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, перечень руководителей банков с отозванной лицензией и санированных кредитных организаций, в период кризиса увеличился на 580 человек. Как пояснил «Ъ» господин Сухов, ЦБ начал собирать информацию о топ-менеджерах проблемных банков с середины 90-х: сейчас в базе содержатся сведения о 9,5 тыс. человек, при этом за последние пять лет перечень был пополнен информацией о 2,6 тыс. человек. «Мы откажем этим лицам, если они захотят руководить банком»,— заявил господин Сухов. Повторная заявка на согласование, поданная в течение пяти лет после отказа, скорее всего, будет отклонена. С начала кризиса ЦБ отозвал лицензии у 33 банков, которые впоследствии были обанкрочены, более 20 банков были санированы, 18 из которых с участием АСВ.
Согласно указанию ЦБ 1177-У, банк обязан в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности его руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала. В свою очередь, Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ.
В результате кризиса черный список ЦБ пополнился руководителями банков, лицензии которых были отозваны, а также экс-банкирами санированных кредитных организаций. Например, по словам Михаила Сухова, там оказались топ-менеджеры из банков, которые были признаны банкротом после санации путем передачи активов и обязательств («Электроника», «Московский капитал», Московский залоговый банк — прим. «Ъ».), а также из тех банков, в отношении руководства которых были возбуждены уголовные дела (ВЕФК — прим. «Ъ»).
Содержимое черного списка ЦБ не раскрывает: в открытом доступе находятся только сведения о бывших руководителях банков, по которым завершено конкурсное производство, вступило в силу решение суда либо обвинительный приговор. Впервые список был опубликован в апреле 2008 года.
«Экс-руководитель проблемного банка может пойти на должность, не требующую согласований в ЦБ, или остаться советником председателя правления»,— говорит замгендиректора по работе с кредитными организациями компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. Например, экс-бухгалтер банка-банкрота может занять в другом банке должность заместителя главного бухгалтера без права подписи расчетных документов, добавляет эксперт. В банковской практике также был случай, когда экс-председатель правления одного из банков с отозванной лицензией успешно занял позицию руководителя службы внутреннего контроля в одном из достаточно крупных банков.
Экс-руководители санированных банков также имеют шансы на трудоустройство. Показательным является переход Владимира Рыкунова, ранее занимавшего должность председателя правления санированного осенью прошлого года Газэнергопромбанком Собинбанка, в Номос-банк. Он возглавил там направление по оздоровлению проблемного банка ВЕФК. Бывший председатель совета директоров банка «Российский капитал» Алексей Иващенко входит сейчас в совет директоров Липецкоблбанка. «При трудоустройстве руководящего состава мы в первую очередь смотрим на то, как, а не где работал топ-менеджер. Если с его помощью банк выдал кредиты несостоятельным предприятиям, то это больше навредит репутации кандидата, чем сам факт банкротства банка»,— поясняет консультант инвестиционно-банковской практики Pynes & Moerner Алексей Сизов.
По словам Михаила Сухова, банкир, попавший в список, может быть оттуда исключен, если докажет, что был непричастен к проблемам банка. Например, с начала 2008 года ЦБ таким образом исключил из него 27 человек.
Татьяна АЛЕШКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА