Оглашенная 7 июля председателем правительства Владимиром Путиным новая программа льготного кредитования позволила гражданам, уже было отчаявшимся купить автомобиль, воспрянуть духом. Теперь максимальная стоимость машины, собираемой в России, увеличена с 350 тыс. до 600 тыс. руб., а значит, по льготной ставке 8% в скором времени можно приобрести не только продукцию АвтоВАЗа, но и существенно более авторитетные машины в хорошей комплектации, такие как Ford Mondeo, Skoda Octavia, Opel Astra и даже всемирный бестселлер Volkswagen Golf, который со второй половины этого года собирается в России.
«Значительное изменение в правилах льготного кредитования способно несколько оживить рынок, который до сих пор только падал, — рассказывает директор по развитию бизнеса Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив. — Но у АвтоВАЗа шансы превысить продажи небольшие. Этот производитель, возможно, даже переживет еще некоторое сокращение продаж — возможно, процентов на десять, потому как потенциальные покупатели
При этом АвтоВАЗ практически уже исчерпал потенциал льготного кредитования. «У АвтоВАЗа развивались свои собственные программы, такие как «Лада Финанс», когда сам производитель компенсировал дилерам льготный процент, — отмечает директор «Автостата» Сергей Целиков. — И под него попадали модели АвтоВАЗа дороже 350 тыс. Поэтому введение новых правил отразится на продажах незначительно». «Так, в Москве после введения льготной программы уровень взятых в кредит автомобилей АвтоВАЗа поднялось в Москве с 10 до 30%, — рассказывает начальник отдела маркетинга «Ново Моторс» Марат Галяутдинов. — Примерно такой же уровень продаж кредитных машин был и до осени прошлого года, то есть до кризисных явлений. По сути, АвтоВАЗ достиг верхней планки продаж, и пробить ее будет трудно». Ему вторит и коммерческий директор группы компаний «Автомир» Андрей Дя: «У компании просто нет продукции дороже 350 тыс. и способной на равных конкурировать с иномарками».
Другие участники рынка все-таки надеются на положительный результат от нововведения для отечественных автомобилестроителей. «Уже осенью мы ожидаем подъем автомобильного рынка, в том числе и для отечественных производителей, — продолжает Марат Галяутдинов. — За первые пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого продажи «Лада» рухнули на 57%. Ситуация усугублялась тем, что покупателям практически не были доступны кредиты. Сейчас банки оживились, появились льготные программы, и мы рассчитываем осенью увидеть рост примерно в 20%. На руку играет и то, что многие иностранные бренды, продавая «льготные» машины, зачастую компенсируют падение прибылей за счет увеличения послепродажного обслуживания. В оправдание приводят высокий курс евро, дороговизну запасных частей и т. д. АвтоВАЗ пока старается воздерживаться от таких действий».
Владимир ГАВРИЛОВ