Одним из негативных последствий финансового кризиса стал рост задолженности компаний перед банками и финансовыми партнерами. Компаниям не хватает свободных денежных средств для погашения кредитов, и связано это главным образом с отрицательной динамикой торговли: задержками платежей, падением объемов продаж и снижением спроса на продукцию.
«По данным Банка России, доля просроченной задолженности по корпоративным кредитам в мае составила 4,4%. И это лишь при учете непосредственно суммы просроченных процентных платежей. Если же в этот показатель включить и основное тело долга, а также объемы рефинансированных и пролонгированных ссуд, то реальная доля плохих долгов компаний в кредитном портфеле банков уже превышает 10%. К сожалению, в условиях текущих макроэкономических реалий эта цифра может удвоиться к концу года», — комментирует ситуацию главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Ухудшение общего финансового состояния компаний, в том числе их доходности, вынудило многих предпринимателей уделять большее внимание риск-менеджменту, оптимизации издержек, внесению корректив в управление бизнесом и его денежными потоками. Предпринимателям крайне важна бесперебойность работы их бизнеса, и сегодня их пугает прежде всего не просроченная задолженность и испорченная кредитная история в банке, а потеря своего «детища».
Причины невозврата долгов
Предприятия не по доброй воле не возвращают заемные средства. В условиях падающих объемов производства (с начала года они уже сократились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., сообщает Андрей Ганган) и сжимающегося спроса компаниям просто физически не хватает оборотных средств для нормального функционирования. «При этом запланированный рост тарифов естественных монополий окажет дополнительное давление на финансовую состоятельность предприятий: цены на газ в этом году вырастут на 16,5%, на электричество — почти на 20%», — говорит Андрей Ганган.
Некоторые аналитики считают, что финансовому кризису и росту долгов компаний способствовала неоправданно высокая активность инвестиций в кредитной сфере, наблюдавшаяся в последнее десятилетие.
Среди особых должников перед банками можно отметить строительные и девелоперские компании, авиакомпании, ТЭК, участников торговли металлом, стройматериалами, тяжелого машиностроения, обрабатывающей промышленности, оптовых торговцев, бравших большие кредиты в банках на длительный срок. Больше всего пострадали компании, у которых доля кредитных средств в структуре капитала была достаточно велика, — это, в первую очередь, представители розничной торговли, развивающиеся в последние годы за счет сделок M&A на кредитные средства.
Варианты решения проблем с задолженностью
Для решения проблем с задолженностью перед кредитором компания может задействовать свои залоги в счет погашения долга, отдать часть проекта либо акции компании, провести IPO (первичное публичное размещение/продажа акций компании), а в случае необходимости ей может помочь ее поручитель по кредиту.
«Сейчас банки активизировались в сфере привлечения к ответственности по корпоративному долгу физических лиц — поручителей той или иной компании. Юридические перспективы такого решения вопроса более благоприятны для кредиторов и удар по имиджу должника получается существенный», — заметил Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент».
Сегодня многие банки готовы пойти навстречу заемщику, предоставляя рассрочки в погашении долга (при условии надлежащего обеспечения — дополнительного залога, ликвидных векселей или поручительства третьих лиц), рефинансируя часть займов или замораживая процентные ставки. Во многом подобную лояльность банкиров эксперты объясняют нежеланием переводить ссуду в разряд «плохих» долгов, так как это потребует дополнительных средств под резервирование. Наиболее благоприятные условия при реструктуризации долгов банки могут предложить компаниям, чьи активы превышают 500 млн рублей.
Как утверждают аналитики, рост конкуренции, административное давление сверху заставляет банки идти на компромиссы с заемщиками, и в числе лидеров по реструктуризации долгов можно отметить квазигосударственные банки. «В некоторых случаях банки соглашаются простить часть долга при единовременном погашении оставшейся части кредита, рассматривают варианты реализации залогов, не относящихся к основной деятельности заемщиков, для снижения долговой нагрузки», — сообщает финансовый эксперт инвестиционной компании «Грандис Капитал» Александр Юдин.
О наиболее распространенных мерах, применяемыемых в банках для того, чтобы помочь дебитору погасить долг, рассказывает Александра Бугаева, начальник отдела по работе с предприятиями МСБ ОАО «Сведбанк». К этим мерам, по ее мнению, относятся: реструктуризация задолженности (предоставление отсрочки в погашении основного долга, изменение графика платежей, учитывающего особенности, сезонность бизнеса, пересмотр сроков кредита в сторону их увеличения), перевод долга на другого заемщика, если юрлица связаны, отмена штрафных санкций за просрочку. Послабления объясняются тем, что банку выгоднее вернуть выданный кредит, нежели объявлять дефолт клиента и обращать взыскание на имущество должника. И только если стало очевидным, что компания не в состоянии исполнить свои обязательства по кредиту, банк вынужден прибегнуть к досрочному истребованию кредита, к реализации залогов заемщика, к помощи коллекторов или суда.
Свой прогноз относительно ситуации с долгами дает Александр Осин: «На мой взгляд, ориентировочная сумма «плохих» долгов банков на конец текущего года составит порядка 20—25% от общего объема. Государство при этом будет выделять банкам субординированные кредиты на увеличение собственных средств и непосредственно входить в капитал банков. В денежном эквиваленте необходимая сумма таких мер — порядка 0,5 трлн или несколько выше. Если говорить о крупнейших российских банках, которые делают погоду на рынке реализации залогов, то их показатели количества «плохих» долгов остаются на данный момент довольно ровными. Соответственно, явных лидеров и аутсайдеров по объемам таких продаж на рынке я не наблюдаю. На мой взгляд, банки не слишком афишируют эту деятельность, беспокоясь о том, что активизация их действий в данной сфере ухудшит отношение к ним их клиентов. Возможно, прорыв в данной области произойдет в конце текущего — начале 2010 года, когда «расчистка» банковских балансов, вероятно, активизируется».
Бэла КАНЬШИНА