Премьер Владимир Путин в последнее время чрезвычайно полюбил выездные совещания. До сих пор достопамятен его визит в супермаркет, перед мясными рядами которого он решил обсудить закон о торговле. А вчера глава правительства устроил совещание с банкирами, причем тоже не отходя от кассы. На этот раз — сберегательной. Для начала глава Сбербанка Герман Греф и его сотрудники, принимавшие Путина у себя в гостях и не забывшие его пожелание отложить отпуска, устроили для него показательную и хорошо подготовленную экскурсию. Но и сам премьер к встрече подготовился. Перед приездом в Сбер он поинтересовался ситуацией с кредитованием у двух губернаторов. По итогам встречи у премьера назрело к Сбербанку настоятельное требование — не сворачивать кредитование.
«Экономика не выдерживает»
Взгляды губернаторов — Ярославской области Сергея Вахрукова и Новгородской Сергея Митина — на ситуацию с кредитованием реального сектора явно не совпали. Первый начал тут же жаловаться премьеру на высокие процентные ставки.
— Для большинства предприятий сегодня ситуация с процентными ставками очень сложная — в зависимости от возможностей они кредитуются в лучшем случае по ставке 17%, а в большинстве случаев даже более 20%, — высказал накипевшее Сергей Вахруков.
Даже бюджет, посетовал он, кредитуется под 17% годовых.
— И это несмотря на снижение ставки рефинансирования ЦБ? — поинтересовался премьер.
Естественно, что даже несмотря на это. Ведь стоимость денег сейчас определяется не только ставками Центробанка, но и общим состоянием экономики, которое делает кредитование очень рискованным мероприятием. Но понятное дело, что реальный сектор это оправдание не устраивает.
— Экономика не выдерживает, — продолжил Вахруков. — Тем более это рефинансирование кредитов, а не новые кредиты, и цепочка эта создает серьезные проблемы для всей экономики, и удорожание ресурса сказывается на продукции, плюс падает спрос.
А вот Сергей Митин оказался не столь категоричен. По его словам, работа с финансовыми учреждениями идет неплохо.
— Со Сбербанком также работаем — больших претензий по банкам нет, — успокоил губернатор премьера. — Хотя их инертность и консервативность иногда проявляются, но сегодня, наверное, это оправданно.
«Это не самое лучшее отделение»
Владимир Путин не преминул проверить сказанное Митиным, отправившись вчера в Сбербанк. Герман Греф с командой поджидали премьера в Операционном управлении на улице Вавилова. Покатая стеклянная крыша помещения вкупе с фирменными цветами банка и буйной растительностью невольно наводили на мысль о садовых теплицах. Видимо, на это и рассчитывали дизайнеры — зеленый застекленный оазис должен был ассоциироваться у клиентов со стабильностью, изобилием и сытостью.
Двери так называемой «Сберкассы № 1» распахнулись, и в зал вошел Владимир Путин. Он скучающим взором обвел помещение.
— Это не самое лучшее отделение, — подскочил к нему Греф.
С этими словами он вошел в роль экскурсовода и начал показывать свою «вотчину». Оказалось, она примечательна тем, что здесь полгода назад впервые внедрили «производственную систему Сбербанка». Идею позаимствовали у «Тойоты» и адаптировали применительно к банку.
— Раньше у нас было две проблемы: очень низкое качество обслуживания и очереди, — повинился Греф.
Судя по пустующему «аквариуму» и застывшим широким улыбкам на лицах качественно накрашенных операционисток, обе беды новому главе Сбербанка удалось победить. Хотя бы в одном отдельно взятом отделении.
— До недавнего времени все было устроено как удобно банку, сейчас — как удобно клиенту. Мы сделали все кассы универсальными, — продолжал расписывать достоинства «Сберкассы № 1» глава банка.
Для убедительности Греф применил тяжелую артиллерию и выдвинул из своей свиты молодого человека. Им оказался глава управления розничных рисков Вадим Кулик. Он начал докладывать Путину о последних достижениях в работе с «физиками».
— Когда-то рассмотрение заявления о кредите занимало 14 дней, причем над одним заявлением трудились 11 человек, требовалось очень много документов, — говорил он. — Мы сократили набор документов до одного. Нужен только паспорт. Заявка у нас рассматривается за 1,3 дня и над ней работает один человек.
Путина тем временем подвели к одному из окошек. Операционистка уже работала с клиенткой. Появлению главы правительства девушка с тщательно уложенной прической, похоже, нисколько не удивилась и невозмутимо продолжила расставлять «галочки» в своей анкете.
Менеджер тем временем, воспользовавшись этим «наглядным пособием», начал объяснять Путину, как банк умудрился поднять в три раза среднюю сумму займа и одновременно снизить риски невозвратов.
— Пока клиент письменно отвечает на вопросы, сотрудник банка тоже заполняет анкету: фотографирует человека, — Кулик кивнул на камеру, закрепленную над стойкой. — Отмечает, как клиент выглядит, как говорит, как одет, есть ли у него наколки…
— То есть дискриминация по наличию наколок? — вступился за любителей тату премьер.
Кулик растерялся. Ситуацию кинулся спасать Греф:
— Практика показывает, что такие люди не возвращают кредиты чаще всего. Наш идеальный заемщик — женщина 30—40 лет, госслужащая, незамужняя, с одним ребенком.
Владимир Путин, по-видимому, удивился еще больше. Вопрос о дискриминации опять повис в воздухе.
— Шанс, что она не отдаст кредит, — 0,03%, — «прикрылся» цифрами Греф.
Будто сошедшая с портрета идеальной заемщицы навстречу гостям выплыла директор проектов департамента корпоративного развития Ольга Крайнова, которая решила систематизировать заботу Сбера о клиентах:
— Здесь у нас три линии. Вас встречает на входе менеджер, помогает вам с электронной очередью. На второй линии у нас операционисты. На третьей — так называемые «наблюдатели».
Путин заинтересовался, за чем же они наблюдают. Оказалось, за тем, чтобы клиент, не дай бог, не задерживался дольше 6—8 минут у окошка. Чтобы остальные не «зверели», томясь в очереди. Если операционист замешкался, наблюдатель спешит ему на помощь.
— Заградотряды… — серьезно пошутил Путин.
Но в Сбербанке к этому относятся очень серьезно. Герман Оскарович даже награду учредил — «внутрибанковского Оскара». Выглядит, как настоящий киношный, только размером поменьше. Вручают раз в неделю лучшему сотруднику. Путину даже показали, как определяется победитель. У каждого операциониста на стойке стоит прибор с цифрами от 1 до 5. Теперь клиент вместо «спасибо» просто ставит оценку.
Премьер, видимо, решив, что экскурсия достойна оценки, тоже решил нажать на кнопочку.
— Спасибо, — заулыбалась девушка в фирменной блузке Сбера.
Видимо, «пять» поставил, зашушукались присутствующие. На этом шутки кончились.
«Очень просто взять и ящик закрыть…»
Впереди у премьера было серьезное совещание по вопросам банковской системы, на котором ему чрезвычайно пригодилась информация, полученная от губернаторов. Глава правительства настоятельно потребовал от Сбербанка не сворачивать кредитование и не допускать роста плохих активов.
— Очень просто взять и ящик закрыть, гораздо сложнее — работать с клиентами и понять, кто из них является надежным и перспективным, — напутствовал Путин правление банка.
Логика тут такая: государство помогает банкам, а те, в свою очередь, должны позаботиться о клиентах.
— В последние месяцы был сделан ряд дополнительных шагов по повышению доступности кредитов для реального сектора, — напомнил премьер. — В бюджете предусмотрено 280 миллиардов рублей на реализацию мер по поддержке банковской сферы.
Еще ранее было решено, что 180 миллиардов рублей из этой суммы будет направлено в уставный капитал ВТБ и 100 миллиардов рублей — Внешэкономбанка. Путин подчеркнул, что правительство начало отстаивать систему, в рамках которой получение банками помощи от государства напрямую увязано с выполнением ими обязательств по сохранению и расширению объемов кредитования.
— Увеличившие свой капитал за счет субординированных кредитов должны выдавать кредиты реальному сектору по ставке не выше ставки рефинансирования плюс 3%. Значит, сегодня это будет 14% годовых, — сказал он. — Считаю, что такой уровень процентных ставок в современных условиях вполне приемлем. Он позволяет предприятиям-заемщикам продолжать реализацию программ развития, а банкам — получать нормальные доходы.
Анастасия САВИНЫХ