Объем просроченных российскими компаниями кредитов в следующие 12 месяцев может достигнуть $130 млрд, говорится в обзоре главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой.
«Мы ожидаем, что в 2009 году компании РФ получат около $70 млрд чистой прибыли, в то время как в следующие 12 месяцев им предстоит выплатить по долгам $200 млрд. Мы рассматриваем разницу в $130 млрд между прибылью и выплатами по основной части долга как просроченные кредиты, с которыми могут столкнуться банки. Этот объем представляет 30% их кредитного портфеля и позволяет предположить, что капитал банков будет полностью «съеден» в следующие 12 месяцев», — говорится в аналитическом материале.
Как отмечает Н. Орлова, даже с учетом мер правительства РФ по рекапитализации банковского сектора (которая, стоит заметить, доступна только крупнейшим банкам — прим. Альфа-банка) для покрытия плохих кредитов недостает еще $60 млрд. Если этот недостаток не восполнить, российский банковский сектор покажет нулевую прибыль в следующие два года, так как банки будут восстанавливать капитал из операционной выручки, подчеркивает эксперт.
Кроме того, Н. Орлова обращает внимание на высокую уязвимость в настоящее время банков РФ к оттоку клиентов.
«В то время как год назад объем однолетних кредитов превышал объем однолетних обязательств банков на $104 млрд, в настоящий момент эта разница равняется практически нулю. Снижение долгосрочного финансирования компенсируется накачкой ликвидности Центробанком.
Аналитик Альфа-банка также отмечает, что согласно отчетности российских банков по российским стандартам официальная доля просроченных кредитов составляет всего 4,4%. Тем не менее, эта цифра обманчиво низка за счет реструктуризации, считает эксперт.
«Вопреки экономической логике, доля кредитов, подлежащих погашению более чем через год, выросла с 53—57% прошлой осенью до 61% в мае этого года. По нашему мнению, рост объема долгосрочных кредитов объясняется реструктуризацией, и мы считаем, что около $20 млрд, то есть 5% кредитов, приходится на скрытые плохие кредиты», — говорится в обзоре. Зашивание плохих долгов в балансы и недостаток долгосрочного финансирования сдерживают восстановление банковской активности, заключает Н. Орлова.