В Госдуму внесен законопроект, призванный расширить сферу компетенции Счетной палаты РФ. Аудиторам предлагается взять под контроль госкорпорации и компании с госучастием второго уровня, созданные на базе таких корпораций. В самих госкорпорациях говорят, что уже сотрудничают с аудиторами в рамках соглашений со Счетной палатой — и готовы сотрудничать с ними в рамках закона. Экономисты же сомневаются в том, что с этим сотрудничеством справится сама Счетная палата.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»» внесен в Думу сенаторами Александром Коровниковым (экс-помощником председателя Счетной палаты) и Константином Сурковым (зампредом комиссии СФ по взаимодействию с СП РФ). Короткий документ предлагает включить в сферу компетенции Счетной палаты России (СП РФ) «все государственные органы, внебюджетные фонды, госкорпорации и компании, имущество которых было сформировано за счет имущественного взноса РФ, а также ООО и АО, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении — «золотая акция». В пояснительной записке цели документа обозначены как «обеспечение организации и осуществления контроля в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации».
В самих госкорпорациях инициативе законодателей официально сдержанно удивились. Так, в «Росатоме» «Ъ» сообщили, что очередная проверка Счетной палатой расходования бюджетных средств по профильным ФЦП закончилась в корпорации около месяца назад. «Для «Росатома» ничего нового в этом нет,— говорит Сергей Новиков из пресс-службы госкорпорации: — Подконтрольность Счетной палате записана в 317-м законе (закон о создании «Росатома»».— «Ъ»). У прочих госкорпораций на сегодня существуют собственные соглашения со Счетной палатой о взаимодействии. «У нас такое соглашение подписано в октябре 2008 года,— говорит глава управления по связям с общественностью ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Григорий Волков.— Мы раз в месяц отправляем в Счетную палату отчеты по расходованию бюджетных средств». В пресс-службе «Олимпстроя» «Ъ» сообщили: «Проверки Счетной палаты у нас, безусловно, были. Мы сотрудничаем, и для нас после принятия закона ничего не изменится».
Информацию «по вопросам финансирования реализации госполитики в области развития нанотехнологий», по соглашению с СП РФ, обязалась предоставлять контролирующему органу и ГК РОСНАНО, рассказала «Ъ» руководитель департамента внешних коммуникаций Елена Ковалева. О взаимодействии с СП «Ъ» говорят в ГК «Банк развития» (ВЭБ), та же картина наблюдается в ГК «Ростехнологии»: «У госкорпорации подписано соглашение с палатой — это сделано в самом начале, чтобы избежать обвинений в непрозрачности. Сотрудники Счетной палаты работают у нас 365 дней в году, за вычетом отпусков. И у них тут даже есть свои кабинеты»,— рассказали «Ъ» в компании.
При этом неофициально собеседники «Ъ» в госкорпорациях отчетливо давали понять: закон внесен в Думу именно сейчас не случайно — «тема контроля всегда начинала звучать, когда начинались проблемы». В условиях, когда изобилию госсредств в госкорпорациях пришел конец и последние попросили вернуть «излишки» бюджету, усиление контроля над оставшимися государственными средствами вполне логично. Отметим, что проект закона вводит в сферу интересов СП РФ не только сами госкорпорации, но и созданные на их базе компании с госучастием — будь то общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, доля государства в которых превышает 25%, или, как в случае с «Ростехнологиями», оборонные холдинги, участие государства в деятельности которых определено через механизм «золотой акции»
По мнению Юлии Цепляевой из Merrill Lynch, усиление внимания государства — «вещь скорее позитивная» и связана она с унификацией контроля над предприятиями с госучастием. «Когда в государстве есть
Олег САПОЖКОВ, Елена КИСЕЛЕВА