В закон о банкротстве могут быть внесены новые поправки — в пользу обедневших компаний, которых в кризис, естественно, стало намного больше. Правительство планирует пересмотреть законодательство, чтобы дать последний шанс на финансовую реструктуризацию особо пострадавшим предприятиям. Такое заявление сделал помощник президента России Аркадий Дворкович в интервью газете The Financial Times. Эксперты видят несколько возможных путей совершенствования законодательства и отмечают, что важно не просто реагировать на временные — пусть и столь серьезные — трудности, но выстроить целостную систему, разумную в любых, а не только в кризисных условиях.
Как рассказал
Власти упорно настраивают бизнес только на лучшее: «Было бы разумно продолжить работу с компаниями по реструктуризации кредитов и не ставить компании в еще более сложные ситуации», — заявил помощник президента, напомнив, что, по некоторым прогнозам, оживление мировой экономики начнется уже в 2010 году.
Тем временем банки продолжают настаивать, что этого просто недостаточно. Так, по данным Альфа-банка, в 2009 году компании России получат около 70 млрд долл. чистой прибыли, тогда как в следующие 12 месяцев им предстоит выплатить по долгам 200 млрд. При этом, по подсчетам банка, даже с учетом уже принятых мер по рекапитализации банковского сектора для покрытия «плохих» кредитов не хватает еще 60 млрд долларов.
Все же, напрямую не отвергая эти расчеты, правительство старается поддержать кредиторов не столько материально, сколько морально. Тем более что дефицит бюджета(на 2009 год он запланирован в объеме 9,4% ВВП, а в 2010-м может составить 7,5%) не позволяет излишне транжирить средства. Аркадий Дворкович не стал вдаваться в подробности, какие именно новации ожидают бизнес. Но вполне вероятно, что правительство постарается равняться на американское законодательство, где процедура банкротства не несет в себе прямых угроз для жизни компаний. В частности, в США предприятия охотно используют 11-ю статью закона о банкротстве, позволяющую осуществить быструю и максимально безболезненную процедуру финансового оздоровления без остановки деятельности компании.
Эксперты поддерживают инициативы правительства, напоминая, что и до кризиса система была далека от идеала. «Судя по статистике, количество компаний, которые использовали процедуру банкротства для финансового оздоровления, ничтожно мало, — сказала «Времени новостей» Елена Авилова, руководитель проекта БСС «Система Главбух». — В то время как в Америке и Европе это распространенная практика — вспомнить хотя бы GM. Поэтому изменения в закон могут оказаться полезными. Но делать их временными — сомнительная затея, бизнесу нужны законы, которые будут эффективны в любое время».
К главным больным точкам действующего законодательства в области банкротства эксперт относит длительность самой процедуры (в настоящее время процедура затягивается, как правило, больше чем на год, поскольку сроки некоторых этапов законодательно не ограничены — и это касается как судебных процедур, так и налоговых проверок). Кроме того, это просто очень затратно: «Провести все эти процедуры банкротства — наблюдение, конкурсное производство и так далее — дорого, временный управляющий оплачивается за счет имущества должника плюс судебные издержки», — указывает
Руководитель юридического отдела компании МКПЦН Татьяна Винокурова отмечает, что в условиях кризиса под ударом может оказаться практически каждый: «В соответствии с действующим сейчас законом дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что должник — юридическое лицо не исполняет требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, а размер этих требований в совокупности составляет не менее 100 тыс. руб. Согласитесь, что по сегодняшним меркам это не очень большая сумма».
Эксперт полагает, что есть смысл увеличить размер требований кредиторов, при котором может быть возбуждено дело о банкротстве. «Что касается вопроса о необходимости изменений норм законов в связи с изменением экономической ситуации, наверное, в определенных случаях
Юлия МИРОНОВА