Завтра в Москве состоится заседание комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. На нем будет утвержден ключевой документ создаваемого экономического альянса — проект единого таможенного кодекса. Но главное — на заседании должна быть поставлена точка в недавно возникшем споре о том, как странам Таможенного союза вступать в ВТО: всей тройкой или по отдельности. Как выяснил «Ъ», после некоторых колебаний предпочтение будет все-таки отдано первому варианту.
Завтрашнее заседание комиссии Таможенного союза, создаваемого совместными усилиями России, Белоруссии и Казахстана, будет, пожалуй, решающим в еще не начавшейся жизни этого интеграционного образования. Под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова комиссия рассмотрит сразу 13 вопросов. Впрочем, самыми важными из них являются два пункта повестки дня: «Об организации переговорного процесса по присоединению Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО)» и «О проекте таможенного кодекса Таможенного союза».
В первом случае речь идет о формате вступления трех союзных стран в ВТО. Дискуссии о том, как лучше присоединяться к этой организации, ведутся с 10 июня, когда в рамках заседания межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств премьеры России, Белоруссии и Казахстана неожиданно договорились вступать в ВТО не по отдельности, а синхронно — всей тройкой. Об этом заявил Владимир Путин, сообщивший, что Москва, Минск и Астана намерены уведомить ВТО о планах начать переговорный процесс о вступлении в нее всего Таможенного союза как единой таможенной территории.
Этот решение стало сенсацией и озадачило не только функционеров ВТО, но и российских переговорщиков. В МИД РФ «Ъ» на условиях анонимности рассказали, что на главу ведомства Сергея Лаврова обрушился буквально шквал звонков из различных европейских столиц. Коллег господина Лаврова интересовало только одно: как все это следует понимать?
Ровно через месяц ситуация запуталась еще больше. На саммите G8 в итальянской Аквиле, который состоялся 10 июля, российский президент Дмитрий Медведев фактически дезавуировал сенсационное заявление премьера Путина. На пресс-конференции по итогам саммита господин Медведев заявил, что присоединение России к режиму ВТО будет вестись не в рамках Таможенного союза, а самостоятельно.
«Можно вступать по-другому: согласовав общие стандарты и позиции внутри тройки Таможенного союза, вступать раздельно, что, на мой взгляд, является наиболее простым и более реалистичным»,— заявил президент. Позицию главы государства разъяснил его помощник Аркадий Дворкович. Отметив, что вхождение союза в ВТО затянется на годы, господин Дворкович сказал, что будет задействован другой сценарий: «параллельное вступление государств Таможенного союза, которые координируют свои действия и входят в ВТО в одно и то же время, но как три суверенных государства».
После этого все всерьез заговорили о конфликте между президентом и премьером по вопросу о ВТО. Источники «Ъ» в представительстве РФ при штаб-квартире организации в Женеве назвали сложившуюся ситуацию «чисто политической», а в МИД РФ заняли выжидательную позицию. «Судя по всему, вопрос о формате присоединения к ВТО окончательно еще не решен. Посмотрим, чем закончится спор двух начальников. Это станет ясно после заседания комиссии Таможенного союза»,— сказал высокопоставленный источник «Ъ» на Смоленской площади.
Между тем, судя по проекту решения комиссии в отношении ВТО, о котором «Ъ» рассказали в секретариате господина Шувалова и в правительстве Казахстана, за основу будет взята именно позиция Владимира Путина. «Наша позиция по ВТО не изменилась, вступаем вместе и исходим из того, что переговоры будут вести представители Таможенного союза»,— рассказал собеседник «Ъ» в секретариате первого вице-премьера РФ. При этом он отметил: «От хода этих переговоров и позиции ВТО зависит, какой конкретный механизм и сроки будут предложены Всемирной торговой организацией участникам соглашения о едином таможенном пространстве. Эти детали будут прорабатываться». Аналогичным образом настроено и казахстанское руководство. «Премьеры трех членов Таможенного союза уже выразили свое отношение по поводу присоединения к ВТО. Казахстан даже приостановил переговоры с этой организацией. Так что в среду это будет вновь подтверждено. Никаких опровержений на этот счет не было и не будет»,— заверили «Ъ» в МИД Казахстана.
Таким образом, в основу отношений РФ и ВТО будет положена стратегия, изложенная господином Путиным. И корректировать ее, во всяком случае пока, никто не планирует. Собеседники «Ъ» в комиссии Таможенного союза объяснили это так: «Решение, которое в июне изложил российский премьер,— документально закрепленная и согласованная позиция. Все остальное, в том числе слова президента об индивидуальных переговорах, просто заявления. Нам не остается ничего, кроме как двигаться в фарватере принятых решений».
Подтверждение курса на вступление в ВТО стран Таможенного союза в формате тройки будет означать замораживание двусторонних переговоров. Причем возобновить их с позиций союза можно будет не ранее 2011 года, на который намечено завершение оформления этого экономического альянса в полноценную организацию. Пока же все усилия РФ, Казахстана и Белоруссии направлены на то, чтобы союз начал действовать с 1 января 2010 года. И именно на завтрашнем заседании будет сделан самый важный шаг в этом направлении — комиссия под председательством Игоря Шувалова одобрит проект единого таможенного кодекса. Он разработан экспертами комиссии и уже в ноябре будет представлен на подпись президентам трех стран-членов альянса.
Правда, недавно выяснилось, что кодекс подготовили не только в комиссии Таможенного союза. С альтернативным проектом выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), разработавший и уже даже обнародовавший свою версию этого документа. Причем независимые эксперты ЕврАзЭС успели раскритиковать кодекс от РСПП за его несоответствие международным документам, а именно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Как пояснил «Ъ» один из разработчиков кодекса Таможенного союза Сергей Истомин, одна из главных претензий к проекту РСПП состоит в том, что в нем не раскрывается содержание понятия «таможенное оформление», что, по их мнению, «дает возможность понимать его самым широким образом». «Создается впечатление, что проект подготовлен таможенной службой, но не РСПП. К такому выводу приводит целый ряд положений о необъятных правах таможенных органов, причем «резиновых», когда таможенные органы вправе принять любые решения и будут всегда правы»,— пояснил «Ъ» господин Истомин.
Впрочем, в секретариате господина Шувалова конфликта в этом не видят: «Никакого противоречия тут нет — один вариант разработали в ЕврАзЭС, второй разработан экспертами РСПП. Мы только приветствуем различные профессиональные предложения — это начальный этап, далее предстоит работа по согласованию, и из обоих вариантов будет извлечено все самое лучшее».
Владимир СОЛОВЬЕВ, Олег САПОЖКОВ; Игорь СЕДЫХ, Женева