На внеочередном собрании российского БТА-банка мажоритарные собственники приняли решение о сохранении совета директоров банка в прежнем составе, против чего выступал миноритарный собственник — казахский БТА-банк. Таким образом, попытка казахских пайщиков ввести в совет директоров новых представителей не увенчалась успехом: контроль над банком остался за российскими владельцами. Однако участники рынка полагают, что это только начало войны за российский БТА-банк, поскольку убыточному казахскому БТА-банку сейчас важны любые активы, которые он пытается консолидировать, чтобы увеличить свою ресурсную базу.
Вчера прошло внеочередное общее собрание владельцев БТА-банка (Россия), 22,3% которого принадлежит казахскому БТА-банку, а 77,7% — российским компаниям «Рикас Финанс», «АМК-инвест», «Дельта-торг» и «Туран-алем капитал». Как сообщили РБК daily в БТА-банке, участники большинством голосов проголосовали против прекращения полномочий действующего состава совета директоров банка и его ревизионной комиссии — этот вопрос был включен в повестку дня по просьбе казахской стороны. По словам представителя российских участников БТА-банка, представители миноритариев в собрании не приняли участия, соответственно, кворум собрания составил 77,7%.
По каким причинам представители казахского БТА-банка не присутствовали на собрании, вчера в нем не пояснили. Также в казахском БТА-банке отказались сообщить о результатах состоявшегося накануне, в пятницу, собрания собственников российского БТА-банка, инициированного казахской стороной.
Напомним, что 7 августа в здании посольства Республики Казахстан также должно было пройти внеочередное общее собрание участников российского БТА-банка, где должен был рассматриваться вопрос о переизбрании членов совета директоров российского БТА-банка. По информации РБК daily, со стороны российского БТА-банка на собрание должен был прийти нотариус с извещением, что российские участники кредитной организации отказываются принимать участие в собрании. Однако попасть на мероприятие и передать документы нотариусу не удалось: на проходной его не пустили внутрь и отказались принимать извещение.
По словам представителя российских участников БТА-банка, созыв собрания казахским миноритарием неправомерен, поскольку это нарушает предусмотренную уставом банка процедуру созыва внеочередного собрания: в частности, миноритарий не обратился с соответствующим требованием в совет директоров БТА-банка. «Мы уже поставили в известность о происходящем Банк России, ФАС и Генпрокуратуру, а также Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями (Республика Казахстан)», — сообщил представитель мажоритариев БТА-банка. По его словам, собрание миноритариев банка является незаконным и «направлено на цели, противоречащие основам публичного порядка РФ — приобретение контроля над российским банком в обход законодательных норм».
Впрочем, у казахской стороны свои доводы: до февраля текущего года казахский БТА-банк принадлежал известному банкиру Мухтару Аблязову. В феврале БТА-банк был национализирован государственным фондом Казахстана «Самрук-Казына», выкупившим допэмиссию банка за 2 млрд долл. и получившим 75-процентный пакет в банке. Тогда
«Данные действия отражают конфликт собственников вокруг собственности российского БТА-банка, что особенно значимо в контексте реструктуризации обязательств казахского БТА-банка, — говорит кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Этот актив важен для казахского БТА-банка для увеличения уровня возвратности его обязательств». Отметим, что согласно финансовой отчетности казахского БТА-банка, за второй квартал текущего года его убытки увеличились почти в пять раз и достигли 1,518 трлн тенге (порядка 10 млрд долл.), а дефицит собственного капитала достиг на 1 июля 2009 года 890,290 млрд тенге (порядка 6 млрд долл.).
«Казахская сторона явно пытается сохранить контроль над российской структурой, — рассуждает Екатерина Трофимова. — До тех пор пока конфликт не будет исчерпан, вполне возможны новые юридические, операционные и коммерческие коллизии». «Ситуация для банковской среды нестандартная, — отмечает адвокат, руководитель банковской практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Лидия Горшкова. По ее мнению, поскольку за принятие всех корпоративных решений в кредитных организациях тщательно наблюдает Банк России и обычно такие решения принимаются с соблюдением всех норм действующего законодательства, кардинальной смены собственника регулятор не допустит.
Наталья СТАРОСТИНА